о. Станислав Шульминский — миссионер единства Церкви

Отец Станислав Шульминский SAC родился 10 июля 1894 года в Одессе, у Черного Моря. Там некоторое время жили его родители — Александр и Хелена, урожденная Выховская. В доме Шульминских господствовал дух веры, трудолюбия и уважения к каждому человеку. Среднее коммерческое училище он окончил в Каменце Подольском. Рано открылось в нем желание священства. С помощью своего духовника он учился верности Богу и постоянству в следовании однажды выбранному пути.

В 1918 году Станислав поступил в духовную семинарию в Житомире. После года учебы, в связи с большевистской революцией, он был переведен в духовную семинарию в Тарнове. Рукоположение в священство принял от своего епископа Петра Маньковского в Бучаче, 8 июля 1923 года.

Уже во время учебы в семинарии в нем укоренилась потребность посвятить себя великому делу воссоединения Православной Церкви с Католической Церковью. Будучи рукоположен, он сразу же выразил желание начать пастырскую работу на территории Советского Союза. Однако это было невозможно по причине сильных гонений на Церковь, начавшихся там в то время, — и епископ направил его для изучения восточного богословия в Люблинский Католический Университет, где он и находился с 1923 по 1927 гг. В то же время он старался пробудить в своих современниках живую заинтересованность в деле соединения христиан. Он вновь обратился к Апостольской Столице с горячей просьбой о позволении ему начать миссионерскую и воссоединительную работу на Востоке.

В 1927 году декретом епископа А. Шеленжека, нового ординария о. Станислава, он был назначен профессором восточного богословия в Луцкой Семинарии. Однако, желая исполнить свое первоначальное намерение — стремление к монашеской жизни — и получив заверение настоятелей Общества Католического Апостолата, что в будущем он сможет посвятить себя делу соединения Церквей, 15 августа 1928 года он вступил в новициат конгрегации отцов паллотинов в Олтажеве. Сразу после окончания новициата, с 1930 года, он исполнял служение духовного отца в паллотинской гимназии в Вадовицах, а в 1932-1939 гг. был профессором и духовником в высшей семинарии паллотинов в Сухарах и в Олтажеве. Там он преподавал восточное богословие.

Чтобы расширить круг священников и мирян, заинтересованных работой по воссоединению христиан, о. Шульминский в 1937 году основывает организацию под названием «Апостолат Единства».

В 1939 году он был направлен служить в новой миссии паллотинов в Окопах Святой Троицы, находящихся вблизи границы с Советским Союзом. Из за начавшейся войны он не доехал до этого места, но в октябре 1939 года направился на восток через Луцк и Дубно, где простился с семьей, и добрался до Новогрудка. Здесь начинается его мученический путь: он был арестован советскими властями 24 октября 1939 г и помещен в тюрьму в Барановичах.

Следствие продолжалось более десяти месяцев и было отмечено ненавистью к вере и священству, то есть к Церкви. Его обвинили в шпионаже. Много часов продолжались дневные, а часто и ночные допросы. По всей вероятности, применялись испытанные методы мучительства и пыток в отношении узника. Были подорваны здоровье и физические силы о. Станислава, однако не был сломлен дух его веры и любви к идее соединения христиан. Согласно рассказу его товарища по заключению, доктора Пачковского, о. Шульминский в заключении — в рамках возможного — тайно исполнял служение священника, принимал исповеди, проповедывал Слово Божье, духовно укреплял узников. Его <шпионство> не было доказано, но его и не оправдали. Во время следствия он с самого начала признал, что является священником, паллотином, — поэтому, как таковой, был признан социально опасным элементом и осужден на 5 лет каторжных работ в лагере. Это был приговор советской власти, которая строила планы полного уничтожения Церкви.

17 декабря 1940 г. о. Шульминский был направлен в лагеря Ухты. Путешествие во время очень суровой зимы, в нечеловеческих условиях, продолжалось до 19 марта 1941 года. Мы можем полагать, что о. Станислав принял приговор с готовностью и терпеливо переносил муки следствия и пути к месту заключения, принося Богу в дар терпение за святое дело воссоединения христиан в Церкви Христовой.

Пребывание в лагерях Ухты — это следующий этап пути о. Шульминского к мученическому венцу. Условия в лагере были страшными, смертность среди узников была огромной. Лагерь располагался в болотах, где дополнительной мукой летом были тучи комаров, а зимой — ужасные морозы. Согласно рассказу его товарища по заключению, Францишка Вилька, узники посылались на лесозаготовки, строительство дорог и копание рвов, возвращаясь с отмороженными руками и ногами, полностью изможденными. Питание было минимальным, а тех, кто плохо работал, наказывали карцером и уменьшением продовольственного пайка. Необходимо добавить, что о. Станислав, помимо этого тяжелого труда, исполнял еще разные дела на благо узников, а именно оказывал медицинскую помощь и тайно исполнял служение священника, что грозило ему суровым наказанием, а может и продлением пребывания в лагере. Как свидетельствует Францишек Вильк, о.Шульминский вошел в состав лагерной <тройки>, целью которой были усилия по освобождению поляков из лагеря, чтобы они могли быть приняты в Войско Польское. Такого рода деятельность очень плохо воспринималась лагерными властями.

Третий этап пути о. Станислава к мученичеству — это дальнейшее пребывание в лагере, после получения т.н. «амнистии», т.е. документа, позволяющего покинуть лагерь. По заключении польско-советского договора и объявлении амнистии для поляков, многие узники подали заявление на выезд. Тогда было освобождено более тысячи человек, а оставлено сорок.

Среди оставленных был и о. Шульминский и, по воспоминаниям уже упоминавшегося Францишека Вилька, о. Станислав, после объявления амнистии открыто объявил себя священником и, к большому недовольству лагерных властей, публично совершил Св. Мессу для поляков, отправляющихся в польскую армию, создававшуюся на территории Советского Союза. Зная о жертвенном духе о. Станислава и о его многократно выраженном устремлении к священническому и направленному на соединение христиан служению на советской земле, мы можем сделать вывод, что он сознательно не воспользовался амнистией, дающей ему свободу, и добровольно остался с теми 40 узниками, чтобы среди них нести служение священника и до конца испить чашу жертвы за воссоединение христиан. Оставшихся в лагере поляков ожидала особенно тяжелая работа на постройке аэодрома в тайге. О. Шульминский не щадил себя в каторжной работе, не следовал принципу <лишь бы просуществовать>. Спрошенный, почему он так усиленно предается работе, он ответил, что необходимо страдать и каяться, не только за собственные грехи, но и за грехи других, всего народа. Вероятно, он имел в виду также и грех разделения между учениками Христа.

Последний этап дороги Апостола единства — это смерть в ночной тиши, на лагерных нарах, — когда он, никем не замеченный, отошел к Богу, измученный и изможденный, но счастливый в своем горении для Христа и Его дела — созидания единого Стада. О. Станислав умер 27 ноября 1941 г. в лагере в Ухте. Его сосед по лагерным нарам, Францишек Вильк (умерший несколько лет тому назад в Англии), сообщил, что в тот день, в пятом часу утра священник не встал во время побудки на работу, о чем были уведомлены лагерные власти. Останки о. Станислава были вынесены из барака и, по всей видимости, захоронены в общей могиле. Сохранившийся документ о смерти и погребении указывает, как главную причину смерти о. Шульминского, болезнь сердца, полное истощение организма и сопутствующую ему простуду. Согласно документам, полученным нами из лагерного архива в Ухте, его похоронили на территории лагерного пункта номер 3, на Ветлосьяне. Из сообщения ездивших в Ухту несколько лет назад наших собратьев — о. Б. Шпаковского и бр. Ф. Дзичкевича — мы узнали, что на том месте существует отдельная могила о Станислава на кладбище, расположенном в т.н. санитарной зоне. Вопрос об этой предполагаемой могиле требует уточнения и ясность в него может быть внесена официальной эксгумацией.

Сост. О. Хенрик Кетлинский SAC

Пер. Павла Парфентьева

Читать полностью: catholicmartyrs.org