Синод о синодальности: выступление мирянки против рукоположения женщин вызвало бурные овации

На этой неделе мирянка удостоилась громких аплодисментов на Синоде о синодальности за речь, в которой охарактеризовала стремление некоторых участников к рукоположению женщин как попытку клерикализации мирян.

В ответ на многочисленные высказывания небольших групп, призывающих к рукоположению женщин не только в диаконат, но в некоторых случаях и в пресвитеры, в утреннем обращении одной мирянки — участницы Синода к собранию 16 октября также утверждалось, что акцент на рукоположении женщин отвлекает от того, чего на самом деле хотят и в чем нуждаются женщины в Церкви.

The National Catholic Register поговорил с двумя участниками Cинода, присутствовавшими в зале Павла VI во время выступления, и третий источник подтвердил их слова. Участники говорили на условиях анонимности, учитывая строгие правила конфиденциальности.

Помимо критики призывов к рукоположению женщин, трехминутная речь подчеркивала важность материнства, как биологического, так и духовного, для понимания того, что значит быть женщиной с католической точки зрения, опирающейся на важность фигуры Богородицы как идеала женственности.

Примечательно, что Instrumentum Laboris, рабочий документ Синода, включает 45 упоминаний о женщинах, но слово «мать» упоминается только дважды, причем оба раза в контексте заступнических молитв Пресвятой Деве Марии.

Влияние на Синод

Один из участников охарактеризовал речь как «глубокую и жизненную» и сравнил ее с выступлением сторонника рукоположения женщин, которое было названо «воинственным». После выступления этой мирянки он увидел, что «люди улыбаются… радость на лицах многих людей, возможно, облегчение — на некоторых других».

Участники Синода, которые говорили с The National Catholic Register, заявили, что это выступление вызвало громкие аплодисменты со стороны некоторых из 365 членов Синода, работа которого продолжается уже третью неделю.

Неназванная мирянка, произнесшая речь, как сообщается, сама является матерью, а также одной из 54 женщин, имеющих право голоса на Синоде. Впервые в истории Синода епископов значительное число женщин и других мирян принимают всецелое участие в заседаниях, составляя 27% состава Синода.

Выступление прозвучало во время обсуждения того, как Католическая Церковь может быть «всеслужебной» миссионерской Церковью. Данная тема не содержала прямого вопроса о рукоположении женщин. По словам источников, в то время как некоторые малые группы в своих отчётах говорили о важности матерей и бабушек в передаче веры, другие выступали за рукоположение женщин в диаконат и священство.

Повлияло это выступление и на дальнейшие дискуссии этого дня.

По словам одного из участников Синода, несколько человек, которым было поручено сосредоточиться на роли женщин в Церкви, поделились, что выступление этой мирянки оказало влияние на обсуждение в их малой группе. Этой группе было поручено специально ответить на вопрос: «Можно ли предусмотреть [рукоположение женщин в диакониссы] и каким образом?» и предоставить отчет о проделанной работе во второй половине дня.

Внимание к теме рукоположения женщин

Выступление мирянки подчеркивает, насколько важными стали дискуссии о возможности рукоположения женщин на Синоде о синодальности, несмотря на то, что организаторы настаивали на том, что работа Ассамблеи не будет сосредоточена на доктрине, и что учение Церкви по этому вопросу четко и ясно.

В своей речи 4 октября, открывающей Генеральную Ассамблею Синода епископов, Папа Франциск отметил, что акцент на таких вопросах, как рукоположение женщин, является скорее предметом спекуляций СМИ, чем фокусной темой для работы.

Но еще до начала Синода некоторые участники заявили о своем намерении продвинуть этот вопрос в ходе месячного Ассамблеи. Кардинал из Сан-Диего Роберт Макэлрой, например, написал в январе, что Церковь должна использовать Синод, чтобы «двигаться к принятию женщин в диаконат».

Многие участники Синода пытались публично преуменьшить значимость внутренних дискуссий по вопросу рукоположения женщин. В субботу, например, Генеральный аббат цистерцианского ордена Мауро-Джузеппе Лепори сообщил прессе, что, хотя участники обсуждали возможность посвящения женщин в диаконат, это не было в центре внимания, и что тема женского священства не поднималась.

Однако во вторник австралийский богослов Рене Келер-Райан заявила на брифинге для прессы , что во время собраний Синода женскому священству уделялось «слишком много внимания», что она назвала «нишевой проблемой». Келер-Райан также отметила, что дискуссии о рукоположении женщин не имели достаточного «богословского осмысления» и укорененности в уже существующем учении Церкви по этому вопросу.

Другие участники Синода, которые беседовали с прессой в эти недели, подчеркнули, что Синод о синодальности может привести к серьезным изменениям в Церкви в отношении роли женщин.

В интервью National Catholic Reporter епископ Шейн Маккинли из Сандхерста, Австралия, сказал, что «вопрос о рукоположении женщин явно требует универсального решения».

«И если бы посвящение в диаконат стало доступно для женщин, я бы, конечно, приветствовал это», — сказал австралийский епископ, который является одним из 13 человек, которым поручено курировать проект итогового документа Генеральной Ассамблеи Синода епископов.

Сестра святого Иосифа Мария де лос Долорес Паленсия Гомес заявила СМИ в пятницу, что то, что она стала первой женщиной, которая возглавила работу Синода епископов в качестве одного из делегатов Папы Франциска, является символом грядущих изменений, и что Синод «готовит почву для будущих изменений» в роли женщин в Церкви.

Учение Церкви

Папа Франциск продемонстрировал готовность отказаться от сложившегося порядка и поставить женщин на ключевые руководящие должности, в том числе в Римской курии, как он это сделал на прошлой неделе, когда назначил монахиню заместителем председателя Администрации церковного имущества Святого Престола.

Но Папа также неоднократно заявлял, что Церковь не может рукополагать женщин.

В 2013 году Папа Франциск пояснил, что апостольское послание св. Иоанна Павла II Ordinatio Sacerdotalis 1994 года, в котором говорилось, что «Церковь не имеет никаких полномочий даровать женщинам священническое рукоположение и что это решение должно окончательно соблюдаться всеми верующими Церкви», было «последним словом» по этому вопросу.

В интервью 2022 года Папа Франциск вновь заявил, что женщины «не могут приступить к пресвитерскому служению», но это не является «лишением». Его ответ 11 июля на dubia пяти кардиналов с просьбой о разъяснении доктрины, также подтвердил, что «никто не может публично противоречить» решению Иоанна Павла II, хотя этот вопрос все еще можно изучать.

Папа Франциск также разрешил исследовать вопрос о женском диаконате в некоторых контекстах, например, в ходе Синода по Амазонии в 2019 году. Но участники его первой Генеральной Ассамблеи не пришли к консенсусу по этому вопросу, а выводы второй Ассамблеи не были обнародованы.

И несмотря на рекомендацию Синода по Амазонии рассматривать женщин в качестве кандидатов в постоянные диаконы, постсинодальное апостольское увещание Папы от февраля 2020 года Querida Amazonia призвало женщин более активно участвовать в жизни Церкви, но без указания какой-либо возможности их рукоположения.

Джонатан Лидл

Источник (англ.): The National Catholic Register

Фото: VATICAN MEDIA