18 октября Католическая Церковь отмечает Всемирный день миссий. Часто мы думаем, что это касается только священников и монашествующих где-нибудь в Африке, но это не так. Папа Франциск и епископы по всему миру снова и снова повторяют, что миссия — это сама природа христианства, так что каждый из нас является миссионером, призван к миссии. Накануне Всемирного дня миссий мы поговорили с Антониеттой Скопеллити MLC, миссионеркой-мирянкой с Сицилии, которая принимает беженцев в своём доме и является президентом Ассоциации мирян «Ангелы без крыльев».
— Ваш город является одним из основных перевалочных пунктов беженцев на Сицилии, местом, где они впервые ступают на европейскую землю. Расскажите, что там происходит сейчас? О каком количестве беженцев идёт речь? И из каких стран?
— Мне сложно сказать, сколько именно человек прибывает ежедневно, ведь я живу своей жизнью в небольшом сицилийском городке Пальма ди Монтекьяро, а не стою на берегу. Конечно, мы все узнаем информацию по большей части из выпуска новостей, и то, что мы слышим, заставляет нас всех задуматься: 200-300 человек каждый день. Как только эмигранты достигают берега или береговая охрана находит их, конечно же, всех стараются определить в центры для беженцев. Их развозят по Сицилии, например, в Лампедузу, или по всей Италии. Большинство эмигрантов, конечно, из стран Африки. Ребята, с которыми мне приходилось работать, были родом из Мали, Буркина-Фасо, Эритреи, Нигерии.
— Как Церковь в вашем регионе ответила на призыв Папы позаботиться о беженцах? Принимают ли их в приходах? Как в этом участвуют священники и монашествующие вашего города?
— Церковь епархии Агридженто старается принять, сколько может. Но, определенно, структуры Церкви к этому не готовы, ведь для того, чтобы разместить людей, нужны определенные условия. Я христианка, и моя семья — мы тоже Церковь, мы часть Церкви и делаем то, что нам по силам, поэтому могу сказать, что мы стараемся как верующие сделать все возможное, чтобы принять других. Наши приходы составляют прихожане, простые люди, как и я, у многих нет работы. Италия уже несколько лет переживает экономический кризис. Настоятели бы и рады помочь, но зачастую это им не по силам. Беженцев размещают в государственные структуры.
— Как вы и ваша семья помогаете беженцам?
— В первую очередь мы с мужем посоветовались и смогли выделить от себя наш гараж, который находится на первом этаже нашего дома. Там мы организовали помещение для детей эмигрантов, они приходят к нам как в группу продленного дня. Их родители приехали на Сицилию из Румынии в поисках лучшей жизни. Дети по большей части предоставлены сами себе и зачастую прогуливают школу. Наша Ассоциация «Ангелы без крыльев», которая родилась именно для них, старается поддерживать связь между школой и родителями.
Еще до того как обстановка с беженцами дошла до предела, они уже были несколько лет на Сицилии и мы старались хоть изредка по возможности помогать им продуктами и одеждой. К тому времени, год назад, они в количестве 25 человек жили в одной заброшенной постройке, лишенной каких бы то ни было условий. Я обратилась к настоятельницам Миссионерок Святейшего Сердца Иисуса и попросила помощи для этих ребят. Они посоветовали мне найти годное для этого помещение. Таким образом от нужды родился Межкультурный Центр Мадре Кабрини — дом, в котором сегодня проживают 24 человека. Для них есть 2 кухни, хорошие комнаты и уборные. Хозяин дома, который мы взяли в аренду, сам подготовил еще один санузел, узнав, что там будет проживать большое количество людей.
— С какими трудностями вы сталкиваетесь? Во взаимодействии с муниципальными властями, с самими беженцами?
— Трудностей хватает, куда же без них. В нашем гараже по четвергам с 10 утра открыт консультационный центр, к нам обращаются за помощью, и добровольцы из нашего города зачастую не только помогают заполнять бланки документов, но и при необходимости отводят в нужные учреждения. Сопровождают в решении вопросов, например, отводят к врачу на рентген или в мэрию. Что касается наших властей, то отношения дружественные, но и они не могут нам помочь в финансовых вопросах из-за кризиса и потому что сами итальянские семьи в ней нуждаются. Но они подбадривают нас, чтобы мы продолжали делать добро. Это уже хороший знак, не правда ли? Но могу сказать, что менталитет неприятия других, отличающихся от нас, очень силен.
— Есть ли какая-то история, которая особенно вас потрясла? Беженцев или кого-то из тех, кто им помогает?
— Один молодой человек, беженец из Африки, рассказал как он бежал из родной страны после того, как его отца убили, и он решился уехать. Судно, которое перевозило его и 1500 беженцев, потерпело крушение, многие не перенесли тяжелой поездки, и после всего до берегов Италии добрались только 300 человек. После всего этого он рассказывал, что страдал оттого, что он африканец, из-за цвета кожи и из-за отношения к нему. Однажды он шел по обочине и машина чуть не сбила его, но сильно задела и он поранился. А водитель вышел и еще и оскорбил его. Он проплакал всю ночь от боли и обиды, унижения, одиночества.
— Как события последних месяцев изменили вашу жизнь? Чему они вас научили?
— Я научилась многому и получила много. Иногда мы думаем, что это мы что-то даем, но ведь наоборот, отдавая, мы получаем. Все кого я встретила, работая с эмигрантами, относились к нам с большим уважением. Это уважение я тоже им даю и его получаю.
Многие задаются вопросом: почему они едут, почему не остаются у себя дома? Но ведь если бы им было хорошо дома, разве бы они все оставили и приехали? Давайте хоть на минуту задумаемся. Многие бегут от войны, нищеты и разрухи.
Среди ребят большинство, конечно же, мусульмане, но есть и христиане, католики. Несколько лет назад один из них просил принять Причастие, и настоятель прихода попросил меня подготовить его к Таинствам. Кевин был крещен, но потом не мог получить дальнейшую подготовку к Таинствам. Он готовился целый год с большим старанием и смог приступить к Таинству Евхаристии. Это был большой праздник для всех. Сейчас он живет в Германии в одной из общин для эмигрантов и уже помогает другим и старается получить постоянную работу, но это нелегко.
— Что мотивирует вас к этому делу милосердия?
— Многое я черпаю из духовности Святейшего Сердца Иисуса. Пример для меня — Святая Франциска Кабрини. Я миссионерка-мирянка Семьи Кабрини, у меня есть муж и дети, но я уже долгие годы живу этой духовностью, а на работу среди мигрантов меня вдохновляют слова Святого Писания: «Я был странником, и вы приняли Меня».
Беседовала с. Татьяна Авдокушина, MSC
Фото: Наталья Гилева