Семья св. Людовика Французского: славянский след

Ровно месяц назад, в день памяти св. Людовика Французского, Анна Гольдина рассказала нам о жизни его деда, Филиппа Августа (Завоевателя), сыгравшего важную роль в воспитании будущего святого. Сегодня она продолжает рассказ о семье святого короля и предлагает проследить славянский след в истории этой семьи.

Второй женой деда св. Людовика IX, Филиппа Завоевателя, была датская принцесса Ингеборга. Король отверг ее на следующий день после венчания и потребовал развода, утверждая, что брак не был консуммирован.

Поверить в это было не сложно, потому что все добрые христиане того времени, следуя повелению Церкви, не прикасались к своим супругам в первую же ночь после венчания. Они соблюдали три «ночи Товии». Это были три ночи воздержания и молитвы, которые жертвовали Господу, прося, по примеру Товия из ветхозаветой книги Товита, благословения брака и дарования потомства. Трудно сказать, что в первую же ночь произошло между Филиппом и Ингеборгой, о чем они говорили и виделись ли вообще. Как бы там ни было, но, как отмечают хроники, французского короля начинало трясти при одном только взгляде на датскую принцессу. Конечно, это состояние можно было объяснить и странной болезнью, которую Филипп привез из Крестового похода в Святую Землю. Только королю объяснения были не нужны. Он решил развестись и попытался отправить Ингеборгу обратно в Данию.

Французские епископы согласились признать брак недействительным, присовокупив к этому якобы имевшееся близкое родство между супругами. Но датчанка не готова была сдаться так быстро. Она отказалась возвращаться на родину и даже написала Папе Целестину III, прося его о помощи. Оказавшись в полной изоляции, не зная ни французского языка, ни латыни, бывшей тогда языком международного общения, Ингеборга решила бороться и все-таки стать королевой Франции. Ей пришлось заплатить за это двадцатью годами заточения.

Ингеборга была достаточно сильной женщиной, унаследовав твердость характера от своих родителей.

Ее отцом был датский король Вальдемар I Великий, отважный воин, во многом схожий с королем Филиппом. Он тоже стремился объединить земли своего королевства и наладить административное управление ими.

Вальдемар I Великий. Изображение: danmarkshistorien.dk

Мать Вальдмара I звалась Ингеборга и была она киевской княжной. Это имя имеет скандинавское происхождение. Есть две версии, определяющее его значения. Одна указывает на бога Ингви, бога плодородия. Другая переводит имя как «жена медведя». Но ни одна из версий не говорит о славянском происхождении этого имени. Как же киевскую княжну могли назвать таким именем? Дело в том, что матерью Ингеборги Киевской была шведская принцесса Христина Ингесдоттер, которая и могла дать девочке столь непривычное для славянских княжон имя. Трудно сказать, принадлежала ли Христина к латинской традиции, или после замужества перешла в восточную. Сведений об этой женщине практически не сохранилось. Она упоминается в хрониках всего несколько раз. В том числе и когда заходит речь о кровном родстве между французским королем Филиппом и датской принцессой Ингеборгой.

Отцом Ингеборги Киевской был сын Владимира Мономаха, Мстислав, князь новгородский, а затем и киевский.

Ингеборга Киевская была женщиной не робкого десятка. Едва оказавшись на родине мужа, датского принца Кнуда Лаварда, она включилась в политическую борьбу, помогая супругу отвоевать корону, некогда принадлежавшую ее отцу. Король Эрик I умер, когда Кнуду не было и десяти лет, поэтому датский трон занял его дядя. Пятнадцать лет он провел в походах, защищая границы Дании. А потом император Священной Римской империи даровал ему титул герцога Гольштейнского (Здесь интересно будет сделать небольшое отступление и отметить, что речь идет о тех самых землях, которые в конце XV века были разделены на Гольштейн-Зондербург и Гольштейн-Готторп. Гольштейн-Готторп – это то самое герцогство, из которого происходил Карл Петер Ульрих, внук Петра I, российский император Петр III). В Дании Кнуд становился все более популярен. Он получил прозвище Лотарь, что значит «господин». И его рассматривали как приемника недавно умершего дяди. Но с этим не мог согласиться его племянник, Магнус. Магнус назначил Кнуду встречу в лесу. Ингеборга пыталась отговорить мужа и удержать его от этой встречи, предчувствуя неладное. Кнуд не послушался и был предательски убит. Согласно преданию, на месте его смерти забил целебный источник. Кнуд Лавард был почитаем и любим народом, что помогло его сыну Вальдемару I добиться его канонизации.

Вальдемар родился уже после гибели своего отца. Скорее всего, это произошло в доме его деда, Владимира Мономаха. В честь него мальчик и получил имя Владимир, трансформировавшееся в Дании в Вальдемар.

Вальдемар I был отважным воином. Ему пришлось отвоевывать свое право на датский престол, а потом постоянно усмирять восстания и недовольство принцев. Стремясь обеспечить преемство власти, он, как и французские короли, сделал своего сына Кнуда IV своим соправителем. К моменту отправки принцессы Ингеборги во Францию именно Кнуд IV правил Данией.

Этот союз показался королю Филиппу весьма выгодным. Он надеялся на помощь датчан в борьбе с Англией, но Кнуд отказался от войны. Датский король дал за сестрой большое приданое. Англия его не интересовала. Для него куда важнее были отношения со Священной римской империей, а через год после отъезда сестры он начал Крестовый поход в Эстонию. В XII веке это были языческие земли. И Папа Целестин III призвал к активной христианизации народов Северной Европы. Кроме того, в этих местах все активнее стали действовать псковичи и новгородцы, что создавало угрозу для датского королевства.

Мать Ингеборги и короля Кнуда IV, жена Вальдемара I, тоже была славянского происхождения. Софья была дочерью Володаря Глебовича, представителя полоцкой ветви рода Рюриковичей. Брак ее родителей был чисто политическим. С его помощью мать хотела захватить шведский престол для своего сына от первого брака. Как только оказалось, что союзники из славянских земель ни чем ей помочь не могут, брак был расторгнут. Забрав детей, мать Софьи вернулась в Швецию.

Мать Софьи Полоцкой звали Рыкса (или Рихеза) и была она дочерью польского короля Болеслава III и чешкой княжны Саломеи фон Берг-Шельклинген. Первым мужем Рыксы стал Магнус Сильный. Именно он убил Кнуда Лаварда, мужа Ингеборги Киевской. Но это убийство не помогло Магнусу занять желанный датский престол. Во время гражданской войны он был убит, а Рыкса вернулась на родину, в Польшу, увезя с собой сына Кнуда.

Прошло совсем не много времени и Рыкса вышла замуж второй раз. Как уже говорилось, брак быстро распался, а польская принцесса стала женой овдовевшего шведского короля Сверкера. Таким образом, она пыталась создать необходимую политическую поддержку для сына, боровшегося за датский престол.

Дочь Рыксы, Софья Полоцкая, была выдана замуж за датского принца Вальдемара с целью укрепления отношений между Данией и Швецией. Казалось бы, кровного родства между ними нет. Но этот брачный союз словно бы завершал историю, с которой началась гражданская война в Дании. Мать Софьи была женой убийцы Кнуда Лаварда, а Вальдемар был сыном Кнуда Лаварда.

В этом браке родилось восемь детей. В том числе и Ингеборга, ставшая французской королевой.

Овдовев, Софья так же, как и ее мать в свое время, второй раз вышла замуж. Она решила попытать счастье в немецких землях и вышла замуж за племянника Фридриха Барбароссы, который был на десять лет моложе ее. Этот союз оказался недолговечным. Софья вернулась в Данию и в последствии была похоронена рядом со своим первым мужем.

В хитросплетениях родственных связей в семье Ингеборги несложно запутаться. Женщины ее семьи не сдавались в трудные минуты и старались не выпускать корону из рук. Неужели Ингеборга так просто отказалась бы от французского престола?

Двадцать лет она провела в заточении, борясь за свое право быть королевой Франции. В конечном счете она победила, Филипп вернул ее во дворец, но большая часть жизни уже прошла, сторонников при дворе она не нажила и никакой роли ни в жизни королевской семьи, ни во французской политике она не сыграла.

Монастырь св. Иоанна в Корбее. Фото: stilarhitekturi.livejournal.com

В своем завещании король Филипп признал свою вину перед Ингеборгой и назначил ей значительное содержание. Вдовствующая королева решила не оставаться при дворе и удалилась в монастырь св. Иоанна в Корбее. Этот монастырь принадлежал ордену госпитальеров. Оказавшись здесь Ингеборга активно занялась строительством и благоустройством, построив новый каменный храм и дом для проживания сестер. Она никому не досаждала и только однажды обратилась с просьбой к королю. Ингеборга хотела быть похороненной в Сен-Дени, как и полагается французской королеве. Король Людовик IX в этом ей отказал и несчастную королеву похоронили в монастыре в Корбее.

Анна Гольдина

Основное изображение: Ингеборга Датская (гравюра), MARY EVANS/SIPA