На торжественной мессе 12 декабря под предстоятельством Архиепископа Павла Пецци московские католики и гости из разных городов Архиепархии будут благодарить Бога за возможность молиться в этом храме с долгой и непростой историей. Ольга Хруль предлагает нам вспомнить основные вехи этой истории, а также прочитать свидетельства прихожан Кафедрального собора, для которых он – куда больше, чем просто памятник архитектуры.
Предыстория
В конце XIX века два католических храма Москвы — св. Людовика на Малой Лубянке и свв. Петра и Павла в Милютинском переулке — уже не могли вместить всех верующих. В 1894 году московские католики обратились к генерал-губернатору с просьбой о строительстве еще одного храма.
Возведение храма
Участок под строительство был приобретен в районе Грузинской слободы, в то время находившейся в отдалении от центра. Там проживало много католиков-поляков, трудившихся на Московско-Смоленской (Белорусской) железной дороге. Автором архитектурного проекта стал преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества Фома Осипович Богданович-Дворжецкий.
Строительство было начато в 1899 году. Основные работы были завершены к 1911 году. Деньги на постройку собирали католики во всей Российской Империи. Строительство обошлось в 300 тысяч рублей золотом. 8 (21 декабря) 1911 года храм был освящен в честь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии как филиальная церковь прихода свв. Петра и Павла.
Здание было выполнено в неоготическом стиле. Отделочные работы продолжались вплоть до 1917 года.
Советский период
В 1919 году митрополит Эдуард фон Ропп учредил при храме Непорочного Зачатия в Москве отдельный приход и назначил его первого настоятеля. Им стал 34-летний о. Михаил Цакуль.
Михаил Цакуль родился в Ревеле (совр. Таллин) в семье польских католиков. Окончил Санкт-Петербургскую Римско-католическую семинарию и был рукоположен в священники в 1908 году. Служил в Беларуси и в Симбирске, с 1915 года — в Москве, в приходе свв. Петра и Павла.
В период советских гонений о. Михаил неоднократно подвергался арестам. Он не согласился подписать документ о закрытии храма и в 1937 году был вновь арестован «за проведение мессы в день польского национального праздника по просьбе польского посла» и другую «незаконную религиозную деятельность», осужден и расстрелян. Похоронен на Донском кладбище вместе с другими жертвами репрессий.
В 1938 году храм был официально закрыт советской властью. Многие прихожане были репрессированы; церковное имущество было разграблено и уничтожено. Здание пострадало в Великую Отечественную войну. Позже храм был обезображен снаружи и внутри: были снесены башни и шпиль на куполе, внутреннее пространство разделено на четыре этажа. В помещениях располагались сначала общежития для строителей, училище механизаторов, затем овощебаза и НИИ «Мосспецпромпроект». Пожар 1954 года повредил купол храма и фасад здания.
Перестройка и возрождение
В конце 80-х годов польская диаспора озаботилась возвращением храма верующим. В 1990 году возникла инициативная группа, и 8 декабря того же года, в торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, о. Тадеуш Пикус отслужил первую более чем за 50 лет Святую Мессу прямо на ступенях здания.
В 1991 году в России были установлены структуры Католической Церкви. Назначенный Папой Иоанном Павлом II Архиепископ Тадеуш Кондрусевич издал декрет о восстановлении прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Настоятелем возрожденного прихода был назначен священник Иосиф Заневский, салезианец.
Богослужения на ступенях стали регулярными, исповедь принимали прямо под открытым небом. В последующие месяцы верующим был открыт доступ к небольшой части здания, где был оборудован молитвенный зал и помещения для катехизации. Благодаря самоотверженным усилиям духовенства, монашествующих и мирян в приходе начали развиваться катехизация, благотворительная деятельность и работа с молодежью. В 1993-1995 годах здесь располагалась Католическая высшая духовная семинария «Мария – Царица Апостолов».
Восстановление храма
Организации, которые занимали здание храма, неохотно и неспешно освобождали помещения, несмотря на имеющиеся документы о возвращении храма верующим. Полностью вернуть здание удалось только к началу 1996 года – после обращения к президенту Б.Н. Ельцину.
Храм получил статус памятника истории и архитектуры федерального значения. Возвращение части территории, отчужденной советской властью, заняло еще несколько лет.
Реставрационные работы продлились до конца XX века.
Посильную помощь оказывали прихожане, католические благотворительные организации и частные лица со всего мира. Большой вклад в руководство восстановлением храма внес монс. Анджей Стецкевич.
12 декабря 1999 года легат Папы Иоанна Павла II Государственный Секретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил восстановленный храм.
Храм в XXI веке
11 февраля 2002 года Папа Иоанн Павел II возродил в России Римско-католическую митрополию. Апостольская администратура с центром в Москве была возведена в достоинство Архиепархии Божией Матери и центра одноименной митрополии, а приходской храм был возведен в ранг и достоинство Кафедрального собора.
Церковная жизнь московских католиков стремительно развивалась: процессии по улицам города в торжество Тела и Крови Христа стали ежегодными, в соборе проводились крупные мероприятия, такие как Библейско-экклезиологический симпозиум, Всероссийский Евхаристический конгресс, встречи семей и молодежи епархиального и всероссийского уровня.
В 2005 году в соборе был установлен духовой орган швейцарской фирмы «Kuhn», который является одним из самых больших органов в России.
История органа
Орган фирмы «Kuhn» Римско-католического Кафедрального собора в Москве — Евангелическо–лютеранского Кафедрального собора «Basel Münster» швейцарского города Базеля.
Инструмент был построен в 1955 году. В январе 2002 года начались работы по демонтажу органа, после чего все части органа, кроме регистра № 65 Principal bass 32`, были перевезены в Москву.
Работы по разборке и установке органа вели помощники и сотрудники органостроительной фирмы «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e. K.» (Кауфбойрен, Германия) под руководством Герхарда Шмида, который по собственному желанию выполнял все работы безвозмездно. После того, как 9 сентября 2004 года Герхард Шмид в возрасте 79 лет скончался, работы по установке органа возглавил его сын — Гуннар Шмид.
16 января 2005 года состоялась торжественная Месса с освящением соборного органа под предстоятельством митрополита Тадеуша Кондрусевича, инаугурация органа и открытие Первого международного фестиваля христианской музыки «Музыка соборов мира».
В 2007 году в соборе произошло историческое событие — первая епископская хиротония. В сан епископа был рукоположен священник Павел Пецци, новый митрополит в Москве.
В сентябре 2011 года храм отметил свое столетие. В торжествах принял участие Папский легат кардинал Йозеф Томко.
В 2017 году новым настоятелем прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии был назначен священник Владимир Кабак, салезианец.
В 2021 году настоятелем прихода и собора назначен священник Дмитрий Новоселецкий.
13 апреля 2021 года, Архиепископ Павел Пецци отслужил благодарственную Святую Мессу в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве в 30-ю годовщину восстановления структур Католической Церкви в России.
Кафедральный собор активно участвует в культурной жизни российской столицы: проводит музыкальные мероприятия, которые организовывает фонд «Искусство добра», принимает многочисленные экскурсии, участвует в городских и федеральных акциях «Ночь музеев» и «Ночь искусств».
В приходе продолжается активная литургическая и пастырская деятельность: ежедневно совершаются богослужения на русском и ряде других языков, действуют группы катехизации, регулярно проводятся воспитательные и образовательные занятия с детьми и взрослыми, собираются молитвенные группы.
Архитектура
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика. По различным свидетельствам считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а прообразом купола – купол кафедрального собора в Милане.
После восстановления собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году, как собственно и до 1938 года он имел отличия от проекта 1895 года.
На шпиле центральной башенки установлен крест, на шпилях боковых башенок — гербы Папы Иоанна Павла II и Архиепископа Тадеуша Кондрусевича. В нартексе (притворе) собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Над чашами с освящённой водой, у входа из нартекса в неф, слева в стену вмурован кирпич из Латеранской Базилики, а справа – медаль юбилейного 2000-го года.
В центральном нефе — два сектора скамеек, разделенных проходом. В начале каждого бокового нефа установлены исповедальни — конфессионалы. В конце левого нефа — часовня Божьего Милосердия, в которой установлена дарохранительница и алтарь Святых Даров.
Оба боковых нефа отделены от главного нефа колоннадами, по 2 полуколонны и по 5 колонн в каждой колоннаде. Потолки главного и боковых нефов состоят из крестовых сводов, которые образованы диагональными арками. Боковые продольные нефы собора имеют по пять колонн-контрфорсов каждый. 10 основных контрфорсов, на которые опирается главный объём храма, по древним канонам храмового зодчества символизируют 10 заповедей. Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов – 14 «стояний» Крестного пути.
За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры. Со времён Контрреформации, то есть с середины XVI века, хоры располагаются в задней части нефа. Таким же образом расположены хоры и в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. По первоначальному проекту хоры должны были вмещать 50 человек певчих, но затем на хорах был установлен орган.
Трансепт придаёт зданию собора в плане форму креста. Это знаменитая схема, в которой изображение Христа на кресте наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа — это пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело Христово. Подобная планировка называется крестообразной.
В пресвитерии собора находится самый важный элемент храма — алтарь, облицованный темно-зеленым мрамором, — место, где приносится Евхаристическая Жертва. В алтарь помещены частицы мощей святого апостола Андрея, святого Зенона, покровителя Вероны, святого Григория Нисского, святого Григория Назианского, святых Космы и Дамиана, святой Анастасии, девы и мученицы, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии — дар Веронской епархии. На алтаре — изображение букв альфа и омега, первой и последней букв греческого алфавита, символ начала и конца, восходящий к тексту из Откровения Иоанна Богослова «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Отк.1:8). Справа от алтаря располагается амвон. Амвон собора так же, как и главный алтарь, облицован темно-зелёным мрамором. В задней части пресвитерия находится ещё одно возвышение из трёх ступеней, примыкающее к стене апсиды храма. Эта часть называется деамбулаторием. Здесь расположена епископская кафедра и места для духовенства.
Пресвитерий собора отделён деревянными резными перегородками от часовни Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров и от преддверия сакристии. В пресвитерии, на стене апсиды — Распятие высотой 9 метров, высота фигуры Христа на кресте — 3 метра. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры — Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором Святославом Фёдоровичем Захлебиным.
Краткая хронология
1894 – Совет Римско-католической церкви подал прошение генерал-губернатору Москвы на возведение нового храма
1899 – начало строительства храма на Малой Грузинской улице
1911, 8 (21) декабря – освящение храма
1919 – самостоятельный приход, назначение настоятелем о. Михаила Цакуля
1937, 21 августа – расстрел настоятеля, о. Михаила Цакуля
1938, июль – закрытие храма
1940-е – 1950-е – в здании храма произведена перепланировка, сооружены межэтажные перекрытия. В помещениях расположились различные учреждения и организации.
1976 – московские городские власти планировали передачу здания Главному управлению культуры для создания зала органной музыки. Идея не была реализована.
1990, 8 декабря – в торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии священник Тадеуш Пикус впервые за много лет отслужил Святую Мессу на ступенях храма.
1991, 13 апреля – создание Апостольской администратуры в Москве и назначение Архиепископа Тадеуша Кондрусевича Апостольским администратором. 21 апреля – подписание декрета о восстановлении прихода, 15 июля – назначение о. Иосифа Заневского настоятелем.
1992, 1 февраля – мэр Москвы Ю. М. Лужков подписал документ о постепенном (в течение двух лет) освобождении здания храма и передаче его приходу.
1993, 1 сентября – в помещениях храма начала свою деятельность Католическая высшая духовная семинария «Мария – Царица Апостолов», которая в 1995 году была переведена в Санкт-Петербург, в историческое здание семинарии.
1995, 7 марта – после общей молитвы, в связи с отказом находившихся в здании организаций освободить храм, прихожане заняли несколько помещений, что вызвало вмешательство ОМОНа.
9 марта – Архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился с открытым письмом к президенту России Б.Н. Ельцину, потребовав восстановить справедливость и вернуть храм верующим. В ответ на обращение Мэрия Москвы предписала арендаторам полностью покинуть храм до конца 1995 г.
1996 – 1999 – работы по восстановлению храма
1999, 15 июля – на купол храма установлен шпиль, увенчанный крестом
12 декабря – Папский легат кардинал Анджело Содано торжественно освятил восстановленный храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
2002, 11 февраля – Папа Иоанн Павел II учредил в России митрополию. Существовавшая до этого Апостольская администратура с центром в Москве была возведена в достоинство Архиепархии Божией Матери, а храм – в ранг и достоинство Кафедрального собора.
2005, 16 января – освящение духового органа швейцарской фирмы «Kuhn», одного из самых больших органов в России
2007, 15 сентября – завершено строительство здания курии (епархиального управления), которое располагается за зданием храма
2007, 27 октября – в соборе состоялась епископская хиротония нового митрополита – Архиепископа Павла Пецци
2011, сентябрь – храм отметил свое столетие. В торжествах принял участие Папский легат кардинал Йозеф Томко.
2017 – настоятелем прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии назначен священник Владимир Кабак
2021 – настоятелем прихода назначен священник Дмитрий Новоселецкий
Настоятели Кафедрального собора
Отец Михал Цакуль (1885-1937)
Отец Иосиф Заневский, SDB (15 июля 1991 — 24 мая 2017)
Отец Владимир Кабак, SDB (24 мая 2017 — 26 сентября 2021)
Отец Дмитрий Новоселецкий (26 сентября 2021 — по настоящее время)
К 25-летию повторного освящения Кафедрального собора Ольга Хруль попросила его прихожан поделиться свидетельствами о роли этого места в их жизни. Публикуем некоторые из них.
Андрей Богданович: «Я удивляюсь ощущению дома»
«Заходи почаще в храм, хотя бы на минутку», — дал мне напутствие после первых исповеди и Причастия отец Иосиф Заневский в жаркий день лета 1999-ого года. Я принял этот добрый совет и многие значительные события биографии впоследствии прошли через двери и стены собора, свет его витражей и своды крипты.
Ранее меня познакомил с собором отец, мы вместе были на Мессах на польском, но я не чувствовал сопричастности происходящему, символика святого не трогала. Помню Святые Мессы под низким потолком на первом этаже и где-то выше, раздачу гумпомощи в подвале, старушек и польскую речь.
Но когда я попал на Святую Мессу на русском языке, сказанное на проповеди вдруг пробудили во мне доселе нечто неизвестное, нечто очень нужное, но до сего момента нетронутое. И ЭТО мне было нужно!
Так я записался на катехизацию, в класс сестры Дануты Каминьской, FMA (15 января 1931 – 04 ноября 2006). Прошëл год и настал день первой исповеди, тогда — за все 27 лет. Я медлил во дворе, нечто удерживало меня, я тогда понял, что пути назад нет и зашëл в храм.
Дальше была катехизация моей невесты Нателлы и еë Крещение; воодушевлённый период неофитства; подготовка к браку в Центре Семьи с Натальей Зыковой и Галиной Александровной Масленниковой; Венчание; курсы катехизаторов сестры Марии Стецкой и еë уроки польского в крипте; Миропомазание; Крещение новорожденной дочери; много исповедей; Рождественские Мессы с эмоциональными проповедями владыки Тадеуша; епитимья в виде свидетельства для журнала салезианцев «Святая Радость»; чтение взахлëб книжек и журналов из лавки ( «Истина и Жизнь» — до сих пор храню коллекцию этого журнала и с удовольствием перечитываю); еженедельная газета «Свет Евангелия» и листок «С Богом» Юрия Гнедкова. А дальше было много плодотворных и добрых знакомств и встреч в этих надëжных стенах, телемост и совместная молитва с ныне святым Папой Иоанном Павлом II, несколько крестин..
Сейчас я в другом приходе и реже бываю в Кафедральном Соборе, но, изредка заходя, я удивляюсь ощущению дома, где и мне многое знакомо, и я знаком этому многому.
К Юбилею повторного освящения я бы пожелал, как когда-то и мне настоятель, чтобы люди заходили в храм, пусть на минутку, чтобы Вечный Бог, становящийся здесь, через Церковь, осязаемым, коснулся их, ведь это касание — подлинно Благо.
Ариадна Рокоссовская: «Я взрослый ребенок салезианской семьи»
В начале 90-х мой папа прочитал объявление в газете «Вечерняя Москва», что на ступенях храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии состоится первая Месса. И так я, будучи ребенком, пришла в храм, в котором служили салезианцы. Это были польские священники и монахини, которые отважно сделали шаг в пропасть российских лихих 90-х, чтобы помочь московским подросткам не перейти на сторону зла. Сначала у них были только ступени храма, на которых на ломаном русском служили Мессу. Потом комната, которую нам выделили, и еще длинные темные коридоры склада, в который в советские годы превратили храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
Мы были семьей, знали друг друга, поддерживали друг друга. Постепенно помещение увеличивалось, увеличивалось число прихожан. Никогда не забуду, как наши бабушки выбивали плечами стены в храме в надежде, что старушек не тронут ЧОПовцы, охранявшие помещение склада. Никогда не забуду, как на моих глазах упала в обморок сестра Мария Стецкая, когда ЧОПовцы таки тронули старушек.
Со временем монахини перебрались из помещения, которое они снимали на территории колонии для несовершеннолетних преступников, на Малую Грузинскую. Меня готовили к Крещению. Невероятной красоты сестра Малгожата пыталась объяснить мне на польском, как Бог может быть един в трех лицах, хотя я совсем недавно была пионеркой и не могла понять этого даже на русском. В доме неподалеку от храма открылся приют, в котором и мы, подростки, помогали кто чем мог. Я занималась с детьми математикой, иногда мне доверяли приготовить что-то самое простое, например, сварить детям макароны. Я была свидетелем того, как сказал свои ПЕРВЫЕ слова 8-летний приютский мальчик Федя, которого до нас никто не учил говорить. Я каждый день после школы ходила в ораторий св. Иоанна Боско, в котором салезианцы собирали молодежь. Играла ангелочков в рождественских сценках, пела в хоре на Святых Мессах, была переводчиком с английского и польского на Днях Молодежи.
Я взрослый ребенок салезианской семьи, человек, которого вырастили салезианцы, кому дали крылья, о ком заботились, кого учили, воспитывали, помогали поверить в себя, в Бога, в людей, кого любили и поддерживали только потому, что я была ребенком. Отец Иосиф Заневский, который принял меня в салезианскую семью, отец Томаш Пясецкий, который меня воодушевлял, который крестил меня в «лихие девяностые», сестра Малгожата, которую спрашивали про меня: «Это ваша младшая сестренка?», отец Казимир Шиделко, который был для меня папой Казей, и которого я люблю, как близкого и родного человека, клирики, которые были нам друзьями…
О моей жизни в приходе можно написать увлекательнейшую книгу. Но я не буду. Достаточно того, что монахини внушили мне некоторые жизненные принципы, пригодившиеся позже, а священники запрещали мне курить и ходить без шапки. На дверях кабинета отца Казимира в приюте висела табличка: «Вход только для детей. Хотите войти – будьте как дети». И даже став взрослой, с ними я чувствовала себя ребенком. Когда умерла моя бабушка, в конце жизни посвятившая себя салезианскому движению, никто не поддержал меня так, как отец Августин Дзендзель (а я-то в юности сердилась на него за то, что он гонял меня за курение и кокетничанье с мальчишками). К нему всегда можно обратиться за советом. Благодаря салезианцам, я всегда считала храм на Малой Грузинской своим домом.
Варя Одуванчикова: «Через это место проходит столько жизненных историй, надежд, молитв»
Впервые я пришла в Кафедральный собор осенью 2008 года. Это случилось потому, что совпало два момента: я всегда была увлекающимся человеком и любила читать, вот и тогда мне попала в руки энциклопедия ветвей и течений христианства, и я решила своими глазами понаблюдать за ними.
Летом того года я закончила школу и поступила в МГПУ, на филологический факультет. Я стала приходить в лютеранский собор Петра и Павла в Старосадском переулке на службы и приходские встречи. После Православной Церкви всё было очень необычно и интересно.
А потом, на 1 курсе, наша преподавательница латыни и древнегреческого сказала, что для того, чтобы понимать западноевропейскую литературу, нужно понимать, что из себя представляет Католическая Церковь, потому что это огромный социальный и культурный пласт. И посоветовала нам, студентам, по возможности побывать в католическом храме, что-то почитать о католичестве, чтобы лучше понять, как устроены европейские культурные коды и менталитет.
И я отправилась на поиски католического храма, зная только то, что в разговоре от кого-то я слышала, что он находится на Красной Пресне. Помню, как вышла из метро и, увидев в осеннем тумане шпили зоопарка, я решила, что это и есть собор.
В первый раз Кафедральный собор на меня произвёл мрачное, даже немного пугающее впечатление: так непривычно было вдруг увидеть огромный, словно со страниц романов сошедший собор, вдруг появившийся среди жилых домов. Была поздняя осень, и красно-коричневые стены собора на фоне серого неба даже несколько пугали. Но я все же зашла в притвор и узнала у кого-то из прихожан, где находится приходская библиотека. В библиотеке, что напротив оратория, меня встретил отец Збигнев Бартошевский, который на мой вопрос о том, чего бы почитать, чтобы побольше узнать о Католической Церкви, вручил мне большой синий Катехизис. Я покрутила его, полистала, ужасно смутилась, вернула его отцу Збигневу и ушла.
Это была репетиция, а встреча же с собором произошла уже в канун Рождества. И в эти дни он выглядел уже не как мрачный замок, а наоборот, как уютный сказочный Хогвартс. В этот раз я была решительнее и после Мессы отправилась в ризницу, где встретилась все с тем же отцом Збигневым. И повторила ему: я бы хотела узнать больше о Католической Церкви, но большой синий Катехизис я сама, боюсь, не осилю. Есть ли что-нибудь более простое для начала? На что отец Збигнев ответил, что синего Катехизиса избежать не получится, но после Рождества начнутся занятия в группе катехизации для тех, кто хочет стать католиком. И что я тоже могу походить на эти занятия, они не обязывают обязательно переходить в католичество. И в этот момент мимо проходила сестра Ирина Барцевич, которая услышала наш разговор и сказала: «Катехизацию вести буду я. Пойдем, поможешь мне украсить Ораторий. Сейчас я тебе расскажу всё». Она дала мне в руки коробку и повела за собой.
В декабре следующего, 2009 года наша группа катехизации присоединилась к Церкви. Это было уже, получается, 15 лет в этом году, а два года назад приняла Крещение и моя доченька Надя.
Я человек творческий, поэтому и с приходом я больше всего связана через творчество: в разное время я пела в хоре по воскресным и торжественным дням, и помогала петь на Мессах в будни, делала декорации для Рождественских вертепов и мастерила венки на Адвент для приходской лавки.
Конечно же, с собором связано много воспоминаний о людях, встречах, событиях — были периоды жизни, когда собор был для меня на первом месте — в основном, это были студенческие годы.
Много было переосмыслено за эти годы, много было удивительных моментов, когда Бог открывался через людей, моменты, события. И много благодарности Богу и этому месту, через которое проходит столько жизненных историй, надежд, молитв.
Я бы хотела пожелать каждому, кто приходит в собор, встретиться с Богом, и через Него встретиться с самими собой настоящими, и найти свою гармонию и мир внутри.
монс. Сергей Тимашов: «Этот храм — одно из моих первых христианских впечатлений в жизни»
В моей жизни наш Кафедральный собор присутствует с самого моего рождения, потому что дом, в котором я провел первые годы жизни, находится прямо на углу Малой Грузинской и Красной Пресни, и это одно из первых воспоминаний, когда меня куда-то возили в коляске: вот огромная громада красно-кирпичного чего-то в окружении огромных же тополей. Вот таким он запомнился мне с детства. И поэтому я всегда знал, что тут есть закрытый, не обихоженный и заброшенный католический храм.
Потом, когда я пришел в Церковь, я уже жил значительно ближе к храму Святого Людовика и ходил туда, и в какой-то момент там появилось объявление, что в храме на Малой Грузинской начинают служить Святые Мессы на ступеньках и богослужения станут регулярными, чему я очень порадовался.
Где то с 1992 года, бывая в командировках по городу, я шел на Мессу в храм на Малой Грузинской, если мне было по пути.
В 1993 году открылась семинария и так получилось, что этот храм стал просто домом: всe с утра до вечера, фактически весь день, мы находились именно здесь, при храме, безвылазно. Молились, учились и что-то помогали делать. Мы могли наблюдать, как тут возрождается жизнь, потом участвовали в компании по возвращению уже всего храма, а не только маленького кусочка первого этажа. Это все было на наших глазах.
Позже на втором этаже храма открыли колледж католической теологии имени Фомы Аквинского, а на четвёртом этаже был большой актовый зал советского учреждения, и мы с удивлением и радостью обнаружили, что там сохранились барельефы Евангелистов! На самом деле, это единственная деталь, которая в соборе сохранилась подлинной и нетронутой. На полу там стояли бюсты Ленина, Маркса, а вот под потолком — были они. Там просто был зашит потолок досками или фанерой, но вот прямо под ними, под этими досками, были фигуры Евангелистов, они были закрашены под цвет стен, чтобы не выделялись на общем фоне, но их было ясно видно. Их не стали сбивать, их не стали закрывать. И в этом актовом зале, под сводами храма, видимо, и проводились какие то партийные собрания. И подлинная деталь — это уровень пола органного балкона — он был сохранён!
Потом семинария уехала, и я вернулся в собор только в 1999 году, когда владыка Тадеуш Кондрусевич поручил мне быть церемониарием на Святой Мессе повторного освещения. В течение, наверное, трёх месяцев я регулярно приезжал из Великого Новгорода в Москву, потому что проводили какие-то совещания: кто будет, как будет построена сама праздничная Литургия.
После своего отъезда с семинарией в Петербург в 1995 году я вернулся в этот храм уже священником, в первый год после рукоположения. Когда семинаристы (а на повторное освящение приехала вся семинария) с поезда сразу пошли в храм, они вошли в него и были встречены нашими замечательными бабушкам, которые сидели и молитвенно готовились к этому освящению, по храму прошёл шепот: «Наши мальчики вернулись!». Об этом мне рассказали сами семинаристы, о том, как этот шёпот шёл им в спину таким шлейфом.
Потом было освещение, потом был Юбилейный 2000 год, когда я приехал в собор викарным священником. Год я служил в этом качестве и это, разумеется, мой храм, просто потому как вырос рядом, и этот храм — одно из моих первых христианских впечатлений в жизни, и потому что рос в нём как семинарист, и потому что в нём служил в качестве викария, позже — генерального викария. Я был вовлечён в полной мере в пастырскую работу: если нужно — заменить, если нужно — просто cлужить, если нужно — выслушать исповеди.
Cейчас в какой то степени всё равно остаюсь священником именно этого собора, потому что как Миссионер милосердия каждые две недели приезжаю, чтобы выслушать здесь исповеди, и знаю, что есть люди, которые свой график исповеди с этим более-менее согласуют, поэтому это служение — именно для собора и для прихожан.
Мои пожелания могут быть не извне, а именно изнутри всей этой замечательной общине, которая во многом остаётся и моей общиной, чтобы празднования юбилея повторного освещения такого достаточно внешнего знака всё-таки помогали нам внутренне углубляться в нашей Вере и находить Веру как личное отношение со Христом!
Юбилей повторного освещения мы празднуем буквально за несколько дней до открытия Юбилейного 2025 года, в который собор объективно станет одним из главных мест паломничества в России. Это самый крупный и один из красивейших католических храмов в России и хорошо, что он действительно известен многим людям, католикам, из разных мест, приезжающим по делам в Москву.
Ну, и прекрасно, что это важное культурное место — собор известен концертами! А это значит, что люди осмеливаются переступить порог храма под предлогом концерта. И на самом деле, я знаю, что у многих начинается их путь именно с этого. Поэтому желаю, чтобы собор оставался и важным культурным местом для этого города.
Анна Ветлугина: «Я поняла, что хочу остаться здесь»
В католическую веру меня привела музыка. Это было ещё в детстве: я училась в Центральной музыкальной школе при консерватории и на уроках музыкальной литературы мы проходили «Высокую Мессу» Баха, а на хоре пели «Stabat mater» Перголези. Помню что не меньше музыки меня заворожил латинский текст — непонятные, но источающие какой-то мистический смысл, слова. «Stabat mater» казался странной считалкой, которую хотелось повторять бесконечно. Я тогда еще не знала, что именно так и делали средневековые флагелланты…
Став взрослой, я написала Мессу-мистерию «Иконописец» и мне захотелось исполнить её в каком-то особенном месте. Я тогда не знала о существовании этого замечательного собора, и меня привела туда подруга. Я влюбилась с первого взгляда и поняла, что хочу остаться здесь. Работать кем угодно, хоть грузчиком. И действительно, моя первая рабочая задача заключалась в погрузке коробок с дисками. Но на меня обратила внимание сестра Валентина Новаковская, и это решило моя судьбу.
Тогда в храме требовался органист. Я на органе никогда не играла, зато имела консерваторское образование по специальности «композитор» и мне разрешили попробовать. Уже потом я пошла учиться в консерваторию во второй раз — на кафедру органа и клавесина, в класс Любови Башировны Шишхановой. «Иконописец» был исполнен в соборе и даже записан – пел хор студентов консерватории, играла на органе Екатерина Мельникова, а солировала Нина Молодцова. Текст читал Петр Сахаров. С разрешением на запись помогла сестра Валентина. Она всегда поддерживает мои композиторские проекты и я очень благодарна ей за эту поддержку.
Собор дал мне богатейшую возможность реализации. Именно под его сводами состоялись премьеры всех моих крупных сочинений, таких, как «Видения Богородицы у Креста» (на текст «Stabat mater») “Апокалипсис”, “Requiem modernum» и «Семь смертных грехов».
Собор дал толчок к написанию некоторых моих книг – о Франциске Ассизском и Игнатии Лойоле. В нем также нашлось много радостного общения и прекрасных путешествий. Это гастроли и паломничества – в Рим и Святую Землю. С появлением собора из моей жизни напрочь исчезла осенняя хандра, ведь осенью в литургическом календаре постоянно что-то происходит: то Ангелы, то День всех Святых, то Торжество Христа Царя, а там уже и Адвент – время радости.
И собор и люди, которые в нем работают, вызывают у меня огромное чувство благодарности, несмотря на мелкие неурядицы, но где их не бывает?
Есть у меня и еще одна радость от моего служения. Уже много лет я играю и пою на самой ранней воскресной Мессе, в 8:30. Осенью и весной во время нее всходит солнце и его луч оказывается в куполе собора, прямо над органом. Уже двадцать лет наблюдаю эту красоту и каждый раз, как будто первый.
Материал подготовила Ольга Хруль