Первенство и соборность: размышления кардинала Коха

По случаю Недели молитв о христианском единстве президент Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох опубликовал свои размышления на тему синодальности с экуменической точки зрения. Обзор материала «Оссерваторе Романо» подготовила русская редакция Vatican News.

Кардинал Кох напоминает о важной дате, которую мы будем отмечать в 2025 году: 1700-летии Первого вселенского собора. Он состоялся в Никее в 325 году и был созван императором Константином в то время, когда христианский мир обуревали горячие споры о том, каким образом исповедание веры в Иисуса Христа, Сына Божьего, может примириться с верой во единого Бога. В этом споре император видел серьезную угрозу для своего проекта укрепления единства империи на основе единства христианской веры. В начинающемся разделении Церкви Константин видел прежде всего политическую проблему, но он был достаточно дальновиден, чтобы понимать: единства Церкви невозможно достичь политическим путем, поэтому необходимо собрать вместе сторонников различных толкований.

Никейский символ веры стал основой общей христианской веры, и он по сей день объединяет все христианские Церкви и церковные общины. Экуменическое значение Никейского собора поистине велико, поскольку восстановление церковного единства предполагает согласие в основных истинах веры, причем речь идет не только о согласии между Церквами и церковными общинами современности, но и согласие с Церковью прошлого и с ее апостольскими истоками.

Но значение Никейского собора этим не исчерпывается. Первый вселенский собор засвидетельствовал, что спорные вопросы необходимо обсуждать и решать соборно, синодально. Само слово «синод» в переводе с греческого означает совместный путь, путь христиан, соборно идущих за Христом, Он же есть Путь.

Таким образом, пишет далее кардинал Кох, Никейский собор ознаменовал для всей Церкви соборный путь, примененный к процессу принятия решений. Экуменическое значение этого аспекта подчеркивается одним из недавних документов, разработанных комиссией «Вера и церковное устройства» Всемирного совета Церквей. Он, в частности, гласит: «Под водительством Святого Духа вся Церковь является синодальной/соборной на всех уровнях церковной жизни: поместном, региональном и вселенском». Такое воззрение разделяет и Международная богословская комиссия.

Папа Франциск также неоднократно высказывался в пользу продвижения синодальности в Католической Церкви, утверждая, что путь синодальности – это то, «чего Бог ожидает от Церкви третьего тысячелетия». Святейший Отец настаивает не столько на структурах, сколько на духовном измерении синодальности, в которой главное – это вместе прислушиваться к Святому Духу. Папа подчеркивает разницу между синодальностью и демократическим парламентаризмом: в то время как демократический процесс служит прежде всего для определения большинства, синодальность – это «духовное событие, направленное на достижение прочного и убедительного единодушия путем распознавания». Синод – это «не парламент, где для достижения согласия или общей договоренности прибегают к переговорам, контрактам и компромиссам, но единственный метод синода заключается в том, чтобы открыться Святому Духу с апостольским мужеством, евангельским смирением и доверительной молитвой, дабы Он нами руководил».

Кардинал Кох приводит и другие высказывания Папы, подчеркивающего именно духовный, а не организационный аспект синодальности: «Недостаточно иметь синод, нужно быть синодом… Синодальность не противоречит иерархической структуре Церкви, но, скорее, синодальность и иерархия нуждаются одна в другой и продвигают друг друга». Синодальность является определяющим измерением Церкви, предлагая «наиболее адекватные интерпретационные рамки для понимания самой иерархической тайны»: те, кто наделен властью, в Церкви называются служителями. Это относится также и прежде всего к служению Петра, которое яснее всего выражается в синодальной Церкви: «Папа не пребывает один над Церковью, но находится внутри нее как крещеный среди крещеных, он находится внутри Коллегии епископов как епископ среди епископов, и одновременно он призван, как Преемник апостола Петра, руководить Церковью Рима, председательствующей в любви среди всех Церквей».

Ольга Сакун

Читать полностью: Русская редакция Vatican News

Фото: www.kath.ch