Как сохранить душевный покой

«Ни за что не теряйте внутреннего покоя, даже если весь ваш мир, кажется, перевернулся». Эти слова св. Франциска Сальского заключают в себе суть духовной жизни, потому что призывают нас не только оставаться в состоянии благодати, но и постоянно хранить свое сердце в терпеливом ожидании слова Божия. Мы должны сохранять внутренний мир, если хотим возрастать в любви к Богу.

Этот покой не рождается в медитативных практиках, весьма популярных в современном обществе. Эти практики направлены на поиски покоя в ​​себе или в мире. Но тот истинный внутренний покой, который мир дать не способен, исходит только от Бога (ср. Ин 14, 27). Этот покой помогает нам противостоять злым мыслям. Мы подобны солдатам, всегда готовым услышать волю Господа и исполнить её.

Мы теряем этот внутренний покой, если совершаем смертный грех, и должны с покаянием пойти на исповедь, чтобы вновь обрести его. Однако мы можем потерять покой, даже оставаясь в состоянии благодати, когда размышляем о своих грехах, особенно когда пытаемся понять, насколько осознанно и добровольно мы согласились на тот или иной грех. Если мы попытаемся исследовать свою совесть, когда ее воды мутны, мы никогда не обретем ясности. В такие моменты мы должны просто перестать думать о грехе, отвлечься от самокопания и обратиться к Богу. Если мы поступаем таким образом, у дьявола не будет возможности проникнуть в наши рассуждения и эмоции. Поддерживая внутреннюю покорность Святому Духу, мы позволяем Ему направлять нас к Его воле.

Если же нам по каким-то причинам не хватает искреннего доверия к Богу, обретение и поддержание внутреннего покоя может быть гораздо более трудным. Эти искушения, как и искушения впасть в отчаяние, могут преследовать нас день за днем. Но это ни сколько не должно беспокоить нас. Господь дает возможность пережить эти испытания тем, кого Он хочет привести к более глубокому общению с Собой, чтобы они прилепились к Нему одному. «…Только для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему» (Иф 8:27).

Мы теряем внутренний мир, когда привязываемся к чему-то иному, кроме Бога. В некоторых случаях эти привязанности легко определить: еда, сексуальное удовольствие, деньги, похвала. Но они могут быть и более тонкими. Скрупулёзный по натуре человек может быть одержим состоянием своей души. Ему необходимо иметь ясность на этот счёт, чтобы чувствовать себя духовно уверенным. Однако даже это желание является привязанностью к чему-то иному, кроме Бога, и поэтому может привести к потере внутреннего покоя. Итак, сохранение истинного мира идет рука об руку с отвержением себя от всех и всего земного, до такой степени, чтобы не полагаться ни на кого, кроме Господа.

В моменты сильных искушений, как бы часто они ни случались и как бы долго ни длились, мы часто пытаемся успокоить свой разум и сердце, однако, не можем этого сделать. Ибо внутренний покой, которого мы ищем, «превосходит всякое понимание» и, таким образом, даётся исключительно Богом (Флп 4:6). Поэтому мы не должны стремиться достичь его сами, особенно в минуты искушения, когда наши эмоции и даже наш разум могут быть скомпрометированы. Наоборот, мы должны сопротивляться этим искушениям изо всех сил, отдать свою борьбу Господу и Богородице, Царице мира, а затем двигаться дальше. Если дьявол не может побудить нас ко греху непосредственно, он попытается заставить нас пасть из-за беспокойства о том, что мы испытали какое-то искушение, затем из-за беспокойства о том, что мы беспокоились об искушении, и так далее. Мы не можем разорвать этот порочный круг самостоятельно.

Св. Игнатий Лойола говорит об ошибочных рассуждениях, которыми мы часто обманываем самих себя. Он выделяет три причины, по которым Бог может допустить, чтобы мы испытали духовное опустошение: во-первых, потому что мы стали холодными и ленивыми в упражнениях благочестия; во-вторых, потому что Бог желает испытать нас, чтобы доказать нашу верность; в-третьих, потому что Бог желает, чтобы мы полностью полагались на Него и понимали, что «без [Него] [мы] не можем делать ничего» (Ин 15:5). По всем трем причинам нам нужно настойчиво прибегать к таинствам и часто посещать Святую Мессу. Если мы делаем это в сочетании с твердой решимостью всегда исполнять Божью Волю, мы должны верить, что угодны Ему.

Конечно, мы не должны гордиться этой борьбой, чтобы не думать, что мы уже святые, потому что это еще один способ, которым дьявол пытается заставить нас упасть. Но истинный покой побеждает и этот страх. Мирная душа следует путем мира, вновь и вновь вверяясь Богу через Марию, и не беспокоится. Поняв, что Господь пожелал испытать ее, чтобы приблизить к Себе, душа осознает, что это не по ее достоинству (ибо она достойна ада), а по неоценимой любви Божией к ней. Это осознание, в свою очередь, смиряет душу, потому что она осознает, что является творением любящего Отца.

Дьявол — «обвинитель», и он всегда будет пытаться склонить нас ко греху (Откр 12:10). Не обращайте внимания на него, а только на Бога и Марию. Если мы совершили грех, особенно смертный грех, мы должны пойти на исповедь. Если мы причинили кому-то вред, который можно исправить физически, мы должны это исправить. Если нам предстоит испытание, мы должны выстоять до конца. Но во всем мы должны сохранять внутренний покой. Это не означает, что мы можем предпочесть даже малейший грех смерти, но что мы никогда не должны отчаиваться. Вместо этого давайте всегда повторять в наших сердцах: «Иисус, уповаю на Тебя».

Эдвард Кервин

Источник (англ.): Catholic Exchange