Социальная справедливость и проблемы неравенства

Каким образом в обществе устанавливается социальная справедливость?

Социальная справедливость может быть обретена лишь при уважении к неотъемлемому достоинству каждого отдельного человека, а также при удовлетворении и осуществлении тех прав, которые вытекают из этого достоинства, без каких-либо ограничений. Сюда относится и право на активное участие в политической, общественной и культурной жизни страны.

Основание всякой социальной справедливости – это уважение к неотъемлемому человеческому достоинству. «Его защита и утверждение нам доверены Творцом, должниками которого безусловно являются мужчины и женщины в любых обстоятельствах истории» (Иоанн Павел II, Энциклика Sollicitudo Rei Socialis, 1987). Непосредственно из достоинства человека вытекают его права, и изменять или упразднять их не может никакое государство. Государства и власти, попирающие права человека, становятся незаконными режимами и теряют свою власть. Однако ключевым моментом для построения справедливого общества являются не законы, но любовь к ближнему, «которая рассматривает любого человека без исключения как «другого» себя» (GS 27, 1).

* * *

«Конечной целью всех наук и искусств является благо… Государственным благом является справедливость, то есть то, что служит общей пользе» (Аристотель, из трактата «Политика»).

«Вы, христиане, имеете документ, который содержит достаточно динамита в себе, чтобы разорвать на куски целую цивилизацию, поставить мир на голову и привнести покой в раздираемый войной мир. Но вы обращаетесь с этим документом так, как будто это просто хорошая литература и ничего больше» (Махатма Ганди (1869–1948), духовный лидер движения за независимость в Индии, основатель политического движения ненасилия).

* * *

См. также ККЦ 1928–1933, 1943–1944

Насколько все люди равны перед Богом?

Перед Богом все люди равны, поскольку все они – творение Божье, все созданы по образу единого Бога, все наделены разумной душой и имеют одного Искупителя.

Поскольку все люди перед Богом равны, все они обладают равным достоинством и могут претендовать на одинаковые права. Поэтому любая социальная, расистская, сексистская и культурная дискриминация представляет собой недопустимое нарушение прав человека.

* * *

«Человек не может почитать Бога и в то же время презирать своего ближнего. Одно с другим несовместимо» (Махатма Ганди).

* * *

См. также ККЦ 1934–1935, 1945

Почему все-таки существует неравенство между людьми?

Все люди обладают равным достоинством, но не все находятся в равных жизненных условиях. Неравенство, создаваемое людьми, может находиться в открытом противоречии с Евангелием. Но Бог наделил людей различными дарованиями и талантами, чтобы мы делились ими друг с другом: в любви один должен восполнять то, чего не достает другому.

Существует неравенство между людьми, которое происходит не от Бога, а от порочных общественных отношений, прежде всего, вызванных несправедливо распределенными по всему миру собственностью, капиталом и сырьем. Бог обязывает нас исключить из жизни то, что находится в открытом противоречии с Евангелием и нарушает права и достоинство человека. Но существует также неравенство между людьми, которое соответствует замыслу Божьему: неравенство в дарованиях, стартовых условиях, возможностях. За этим скрывается намек на то, что быть человеком – значит быть рядом, делиться, приходить на помощь друг к другу для поддержания жизни.

* * *

«Бог говорит: Я хотел, чтобы один наставлял другого и все, будучи Моими служителями, делились бы друг с другом благодатью и дарами, полученными от Меня» (Святая Екатерина Сиенская).

«Ничто на самом деле не является нашим, пока мы этим не поделимся» (Клайв Стейплз Льюис).

* * *

См. также ККЦ 1936–1938, 1946–1947

Как проявляется солидарность христиан с другими людьми?

Христиане выступают в защиту справедливых общественных структур. Это предполагает, что все люди должны иметь доступ к материальным и духовным благам Земли. Христиане проявляют внимание к тому, чтобы условия труда соответствовали человеческому достоинству, что предполагает справедливую оплату. Распространение веры – это тоже проявление солидарности по отношению ко всем людям.

Солидарность – это отличительная черта христиан на деле. Но солидарность должна быть не только по велению разума. Сам Иисус Христос, наш Господь, полностью отождествлял Себя с бедными и убогими (Мф 25, 40). Отказывать им в солидарности значит отвергать Христа.

* * *

«Любите бедных и не поворачивайтесь к ним спиной: отворачиваясь от них, мы так же отворачиваемся от Христа. Он Сам стал голодным, нагим и бездомным, чтобы мы имели возможность любить Его» (Мать Тереза).

«У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк 3, 11).

ПРИНЦИП СОЛИДАРНОСТИ (от лат. solidus – плотный, твёрдый, крепкий) – принцип католического социального учения, который имеет своей целью единение людей между собой и направлен на создание «цивилизации любви» (Святой Иоанн Павел II).

* * *

См. также ККЦ 1939–1942, 1948

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)