Если ты ищешь свет, Бенедикт, зачем ты пришел в пещеру?
Пещера не может дать тебе того, что ты ищешь.
Но ты продолжаешь искать свет во мраке,
ибо только в темноте ночи можно увидеть свет звезд.
Надпись XVI века на стене перед входом в монастырь Сакро Спеко в Субиако
«Здесь начинается Рай!» — воскликнул великий итальянский поэт XIV века Франческо Петрарка, потрясенный и очарованный этим местом. Бенедиктинская обитель, расположенная в Субиако в долине реки Аньене среди зеленых Сабинских гор Лацио, словно ласточкино гнездо, прилепилась к совершенно отвесной скале. В Европе существует целое множество монастырей, которые нашли свой приют в горах, вдали от суеты и шума цивилизации. Древние обители, как правило, строились в самых живописных местах. Но бенедиктинский монастырь в Субиако — особенный. Этот уникальный памятник духовного и художественного наследия христианской культуры является колыбелью всего западного монашества.
Сакро Спеко (Священная пещера) — так называют этот монастырь святого Бенедикта. Он построен на месте той самой пещеры, в которой Святой Бенедикт в начале VI века провел в молитвах три года. На протяжении нескольких столетий после смерти Бенедикта пещера являлась местом паломничества. Монастырь же здесь был возведен лишь в XI — XIV веках, в память о святом. Пещера Бенедикта, которую еще называют «Пещерой молитвы», находится внутри обители, но по-прежнему сохраняет свое пленительное очарование и таинственный дух божественного присутствия.
Жизнь патриарха западного монашества подробно описана Григорием Великим во второй книге «Диалогов». Родившийся около 480 года, Бенедикт был сыном знатного римлянина из умбрийской Нурсии (современной Норчи). Юношей он был отправлен в Рим на учёбу, и жил в районе Трастевере, в том месте, где ныне стоит церковь Сан Бенедетто ин Пишинула на Пьяцца ин Пишинула. Но, бросив учебу, устав от суетной жизни, и поняв, как пишет Григорий Великий, что «от наук многие впадают в пороки», Бенедикт покинул Рим и поселился в Аффиле, местечке в горах, расположенном неподалеку от городка Субиако. Из книг Бенедикт узнал о жизни святых отшельников пустынь и тоже пожелал стать анахоретом.
Случайная встреча с монахом Романо из обители, возглавляемой аббатом Адеодатом, помогла Бенедикту осуществить свою мечту. Монах показал Бенедикту пещеру в горах над рекой Аньене, расположенную как раз над его монастырем, и согласился снабжать отшельника едой. На протяжении трех лет Романо систематически приносил Бенедикту пищу в корзинке, подвешивал корзинку к веревке, спущенной со скалы, и Бенедикт поднимал корзинку к себе в пещеру. За три года, которые Бенедикт прожил в уединении, он укрепился в своей вере и преобразился духовно. Жизнь его в пещере не была легкой. Несколько раз, находясь на грани отчаяния, Бенедикт порывался оставить свое место уединения и уйти к людям. Его терзали сомнения, мучили простые человеческие слабости. Тогда он бросался обнаженным в колючий кустарник, росший рядом с пещерой, и так умерщвлял свою плоть, истязая ее, укрепляя дух и волю, по капле вытравливая из себя гордыню, вожделение и гнев.
Люди начали совершать паломничества к пещере, чтобы посмотреть на диковинного отшельника и послушать его речи. А группа монашествующих из городка Виковаро уговорила Бенедикта возглавить их общину. Ничего путного из этого не получилось. У Бенедикта были слишком строгие представления о монашеской жизни, которые не пришлись по нраву монахам. В результате он вынужден был покинуть общину и вернуться в пещеру после того, как его чуть не отравили недовольные им братья, подсыпав яд в вино. От смерти святого спасло чудо: от совершенного им крестного знамения сосуд с отравленным вином раскололся.
Вернувшись в пещеру, живя снова в одиночестве, Бенедикт постепенно определил правила устройства монашеской жизни. Монашеские общины существовали в Европе и до Бенедикта. Однако не было продуманного, разумного, гармоничного кодекса, который бы урегулировал жизнь общины. Бенедикт разделил своих сподвижников, которых к тому времени уже было немало, на двенадцать групп, каждая из которых подчинялась своему настоятелю. Но при этом Бенедикт осуществлял контроль над всеми общинами. Так в Субиако появилось 12 монастырей, а долина реки Аньене в этом районе стала называться Святой долиной (Valle Santa). Бенедикт по-новому организовал монашескую жизнь, основными чертами которой стали совместное богослужение с общим пением, чтение, научные занятия, а также физический труд. День монаха-бенедектинца строго расписывался по часам, а жизнь регламентировалась тремя основным принципами: Opus Dei («Дело Божие», богослужение), Lectio Divino («Божественное чтение»), Laboro («Труд»). «Подняться к небу можно только по ступеням смирения и порядка, — учил святой Бенедикт. — Праздность есть враг души, поэтому братья должны часть времени заниматься ручным трудом, часть времени — чтением Писания».
Многоуровневый монастырь Сакро Спеко в Субиако, заключивший в свои объятия пещеру святого Бенедикта, в буквальном смысле «встроен» в гору Талео и поддерживается девятью гигантскими арками. Это изумительный пример гармоничного сочетания архитектуры и природы, когда дело рук человеческих становится органичным продолжением великого божественного замысла. К монастырю ведет священная тропа, скрытая под густой сенью деревьев. Над входом в обитель надпись на табличке гласит: «SITPAX INTRANTI, SIT GRATIA DIGNA PRECANTI. LAURENTIUS CUM JACOBO FILIO SUO FECIT HOC OPUS» («Да будет мир входящему, да будет обильная благодать просящему. Лаврентий с Яковом, сыном своим, воздвиг сие творение»).
- Вход в святилище
- Верхняя церковь
- Неф верхней церкви
- Трансепт верхней церкви
- Лестница, ведущая к вниз, к Священной пещере
- Нижняя церковь
- Аркада XIV века
- Пещера пастухов
- Старый вход
- Капелла Девы Марии
- Священная пещера
- Капелла святого Романо
- Лестница, ведущая в капеллу святого Григория
- Святая лестница
Интерьер монастыря представляет собой настоящий лабиринт, состоящий из разных помещений, большинство из которых вырублено непосредственно в скале. Две церкви монастыря, нижняя и верхняя, соединяются между собой лестницами и узкими коридорами, перекрытыми сводами. Ходишь здесь на цыпочках, дабы не потревожить таинственный дух святости ни собственным присутствием, ни звонким стуком каблуков. Сюда нельзя приходить группами, здесь не место большому скоплению людей. Под этими сводами нужно быть одиноким странником, смиренным и безмолвным путником. Осторожному и несуетливому здесь даруется благодать причастности к божественной тайне, раскрывающейся незаметно и неуловимо, исподволь.
Все стены монастыря покрыты росписями XII — XIV веков, выполненными в основном неизвестными мастерами тосканской, римской и умбрийской школ. Единственный художник, который оставил свой автограф — некий мастер Конксолус, о котором известно только то, что он жил в XIII веке, принадлежал к римской школе живописи и написал фрески нижней церкви монастыря в Субиако.
Все живописные произведения монастыря Сакро Спеко поистине являются шедеврами живописи эпохи Проторенессанса. Фрески представляют полный евангельский цикл, а также рассказывают о жизни святого Бенедикта.
Затаив дыхание, вглядываешься в настенные росписи, являющие собой живописную оду христианству, настоящий эпос монашества. Они отличаются удивительной трепетностью, живостью и наивной прелестью. И в то же время от них исходит заложенная в них мощная внутренняя энергия, ощущаемая буквально физически. Лики с фресок наблюдают за входящим, вовлекая зрителя в диалог, в некое общее действо, в молитвенное предстояние. Образы качаются и тонут в сумеречном свете монастыря, непостижимым образом связывая настоящее с полумраком истории. В чем секрет такого потрясающего эффекта, который отмечает каждый побывавший в Сакро Спеко? Наверное, в том, что здесь все пронизано молитвенным духом. Здесь был святой Бенедикт. А он, как пишет Адальбер де Вогюе, обладал даром такой редкостной веры, которая сдвигает горы и проявляет свою таинственную власть в молитве.
Пещера молитвы, в которой святой Бенедикт прожил три года, — святая святых монастыря, сердце обители. Она располагается внутри монастырского комплекса. В таинственном полумраке пещеры светится белым мрамором статуя Бенедикта, созданная в 1657 году скульптором Антонио Раджи. Ученик великого Бернини изобразил юного Бенедикта сидящим на камне, со скрещенными и прижатыми к груди руками, устремившим свой взор на крест.
Святая лестница, построенная в XII веке, заменила собой узкую тропу на склоне горы Талео, по которой святой Бенедикт спускался к верующим в так называемую пещеру пастухов, куда люди приходили слушать его речи.
В капелле святого Григория на стене — совершенно уникальное изображение Франциска Ассизского с чертами портретного сходства. Считается, что это первое прижизненное изображение святого, выполненное за три года до его смерти. Полагают, что оно было сделано во время пребывания святого Франциска в монастыре Субиако в 1223 году, еще до обретения им стигматов.
На террасе монастыря раскинут небольшой сад роз. По преданию, некогда на этом месте были тернии, где, сняв одежды, катался Святой Бенедикт, наказывая свое тело за греховные желания. Прикосновение Святого Франциска превратило эти тернии в розы, которые расцветают в саду каждый год до сих пор.
А во дворе под названием «Дворик воронов» до недавнего времени жили эти большие чернокрылые птицы. О них заботились монахи в память об истории с вороном, который спас святого Бенедикта. Один священник соседней церкви по имени Фьоренцо, завидуя славе Бенедикта, ослепленный ненавистью, послал ему хлеб с ядом. Ворон, который имел обыкновение прилетать к Бенедикту, унес прочь отравленный хлеб. Сейчас вороны во дворике не живут. Но там стоит мраморная статуя святого Бенедикта. Он изображен с поднятой рукой, со взором, устремленным в сторону скалы, и как бы произносящим слова, которые высечены внизу на пьедестале: «FERMA, O RUPE, NON MINACCIARE I FIGLI MIEI» («Остановись, о скала, не угрожай моим сынам»).
Монастырь Сакро Спеко, помимо своего богатого художественного наследия, имеет огромное религиозное значение, является важным духовным центром и частью бенедиктинского паломнического пути, ведущего из города Норча, родины святого Бенедикта, в Кассино, где расположен монастырь Монтекассино, также основанный святым Бенедиктом, где он прожил последние годы своей жизни и где умер в 547 году. Французский исследователь монашества XIX века Шарль де Монталамбер о значении пещеры святого Бенедикта писал: «Именно из этой пещеры вышли все монахи и святые, чьи христианские добродетели принесли церкви великие победы и величайшую славу. Именно из этой пещеры вышли правила и устав бенедиктинского ордена, и вырос цветок христианской цивилизации».
Основное фото: www.monasterisubiaco.com
Список использованной литературы:
Де Вогюе, А. Святой Бенедикт. Человек Божий. Париж, 1995
Святитель Григорий Двоеслов. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души, М.: Благовест, 1996
Carosi G., I monasteri di Subiaco, Edizioni Monastero Santa Scolastica, 2008
Carosi G., Il primo monastero benedettino, Roma, 1956
Montalembert Charles, The monks of the West from St. Benedict to St. Bernard, London, 1877
www.benedettini-subiaco.it