Храм св. Климента в Берлине: «Дом Мой домом молитвы наречется»

Неподалеку от знаменитой Потсдамской площади Берлина, где до сих пор стоят остатки берлинской стены и ввысь стремятся стеклянные башни небоскребов, можно встретить подлинное чудо. И это чудо никак не связано с достижениями немецкой науки, политики или капитализма, впрочем, наоборот, чудо любви, веры и надежды. Церковь Святого Климента в Архиепархии Берлина — самая настоящая жемчужина на Шпрее, в уголке протестантизма и неверия.

Мимо проходящий человек вряд ли заметит, что на его пути стоит святыня, открытая 24 часа во все дни недели для тихой молитвы и вечной Адорации. Это действительно проблема – найти католический храм в центре Берлина, двери которого будут открыты. Увы, практически все они открываются за полчаса до Божественной Литургии.

После реформации католики в северной Германии по сей день остаются религиозным меньшинством, и долгие годы протестантское или светское правительство не приветствовало строительство помпезных католических храмов в столице. По причине такой политики наряду с привычными всем словами «базилика», «капелла», «санктуарий», в немецком обиходе появилось слово «Hinterhoffkirche» (Хинтер-хофф-кирхе), что значит, «церковь на заднем дворе». Церковь Св. Климента, расположенная во внутреннем дворе напротив ныне не существующего после войны Анхальтского вокзала по улице Штресеманнштрассе 66 (Stresemannstraße 66), была построена в 1910 году под руководством будущего кардинала Климента Граф фон Галена, епископа Мюнстера (1933-1946). Этот же епископ впоследствии будет причислен к лику блаженных за бесстрашное и плодотворное противостояние нацистскому режиму.

Храм снаружи
Храм снаружи

В 2007 году по причине финансового кризиса Архиепархия Берлина вынуждена была продать здание церкви Св. Климента. Цена вопроса составляла примерно 2,5 миллиона евро, которые должны были пойти на капитальный ремонт кафедрального собора Св. Ядвиги. Но по непонятным причинам и до сих пор нет никакого ремонта, да и судьба денег тоже не является достоянием общественности. Новыми хозяевами и по сей день являются два британских финансиста и один главный совладелец – берлинец турецкого происхождения, исповедующий ислам. С одной стороны, фирма главного совладельца разрабатывала идею по организации на базе церкви и прилегающих церковных зданий одного культурного центра, но для какой и чьей культуры, так и не было ясно. В то же время было заявлено, что здание церкви не планируется перестраивать в мечеть. С другой стороны, британские инвесторы намеревались перестроить помещение церкви в фитнес-центр с большим бассейном. Эти разногласия и послужили причиной того, что церковь Св. Климента простояла просто закрытой более года, ожидая своей участи, как Христос на суде у Пилата.

Мы, хорошо знакомые с воинственно настроенным атеистическим коммунизмом, можем легко представить чувства прихожан, наблюдающих продажу и поругание их святыни.  Божья воля в Святом Духе собрала общину верных и повела долгой дорогой спасения храма. Поскольку церковь так и висела мертвым грузом на кошельке предпринимателей, они согласились сдавать её прихожанам. Порой появлялась возможность выкупить здание обратно, но увы, как только были собраны необходимые средства, цена вырастала сразу же. И по сей день плата за аренду здания, землю, отопление и электричество лежит на плечах прихожан и прочих жертвователях. Индийские священники из братства святого Викентия де Поля окормляют этот приход: каждый день служат две Мессы, розарий, непрерывная Адорация, духовные упражнения для всех желающих каждую субботу и воскресенье, курсы катехизации и встречи молодежи. 24 часа церковь открыта для всех. Молитва уже жила здесь раньше, и снова вернулась в свой дом. Не зримое ли это чудо?

Когда бы вы ни зашли в этот храм, взгляд падает на ярко и торжественно освещенную монстранцию с Пресвятыми Дарами – зримый Господь, который говорит нам: ЭТО ЕСТЬ ТЕЛО МОЁ, КОТОРОЕ ЗА ВАС БУДЕТ ПРЕДАНО.

В TriduumSacrum(Пасхальном триденствии) сосредоточен центр нашей веры. Из любви к нам, людям, Христос отдает нам всё: «Моё тело, которое за вас будет предано», «кровь Моя, за многих изливаемая во оставление грехов». Когда мы мало любим, то и дарим мало: нашего времени, нашего внимания, подарков, помощи. Готовность жертвовать, дарить и отдавать всё, что у нас есть — это первый экзамен нашей любви. Иисус не оставляет себе ничего, но отдает всё, чем богат: тело и кровь, жизнь и смерть. Эта абсолютно человекоориентированная любовь пребывает в Святой Евхаристии. Эту невообразимую самоотверженность и любовь мы способны вновь и вновь переживать, боготворить и открывать, молитвенно созерцая Пресвятые Дары.

Второе, что в церкви Св. Климента бросается в глаза, относится к подготовке души к Пасхальному триденствию: каждый день с 09.00 до 24.00 здесь есть возможность исповеди. В любое время пришедший может позвать исповедника с помощью маленькой кнопочки звонка. Без Таинства Исповеди человек не может принять Христа в Евхаристии. Когда мы ожидаем гостей, для нас не является странным прибрать свой дом, чтобы гость чувствовал себя хорошо. Когда Иисус приходит к нам в виде Евхаристии — впрочем, вы сами видите параллель — мы должны почистить жилища наших сердец, ведь в тех сердцах, где есть страх, гнев, зло и грех, не может действовать Господь. «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» — пишет Апостол Павел [Первое послании к Коринфянам 11, 26-27]. Таинство Примирения — это огромный подарок Воскресшего Его Апостолам: «где собирались ученики Его…пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! …как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. …примите Духа Святого. …Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» [Иоанн 20, 19 – 23].  И каждый раз, приступая к исповеди, мы будем щедро одарены прощением, исцелением, утешением и поддержкой.

Кнопка для вызова исповедника
Кнопка для вызова исповедника

Есть еще и кое-что третье в храме Св. Климента, что не может остаться незамеченным: огромное изображение в апсиде главного алтаря. Нашему взору предстаёт мозаика, изображающая Доброго Пастыря, окруженного овцами, одну из которых Он бережно несёт на Своих плечах. От Воскресшего проистекает источник со свежей живительной водой, которая питает вечно зеленое пастбище. Да, тут присутствуют и «тёмные» овечки. Думаю, каждый может догадаться, что это могло бы значить. Смертью смерть Поправший живёт и дарует Жизнь Вечную. Христос, Добрый Пастырь, говорит нам: «Я пришел для того, чтобы вы имели жизнь и имели с избытком» [Иоанн 10, 10].

Мозаика "Добрый Пастырь" и непрерывная Адорация
Мозаика «Добрый Пастырь» и непрерывная Адорация

От всего сердца я желаю вам всем, братья и сестры во Христе, чтобы через честную и лишенную лукавства исповедь нашего сердца мы приготовили достойное жилище для нашего Господа Иисуса Христа. Чтобы через празднование Пасхального триденствия мы все прочувствовали жертвенность и любовь Бога к нам более глубоко. И наконец, обрели абсолютное доверие, чтобы позволить Доброму Пастырю нести нас на Его плечах в Жизнь Вечную. А что касается общины церкви Св. Климента в Берлине, то я могу уверенно сказать, что наши братья и сестра нуждаются в поддержке и молитве. А в ответ они ждут нас всех в гости в своем прибранном и достойном доме, пускай не совсем своем, но всё же в доме молитвы.

С молитвой о Церкви,
семинарист епархии Айхштетт (Германия)
Николай Лосев

Фото: Николай Лосев