Святая Земля: где тот голос, который могут услышать обе стороны?

Согласно статистике Всемирного Банка, три четверти нынешних жителей планеты ещё не родились, когда в 1974 году греческий архиепископ мелькитского обряда из Сирии Илларион Капуччи был арестован в Израиле за контрабанду автоматов Калашникова, пистолетов, динамита и детонаторов для Организации освобождения Палестины. Оружие, предположительно, должно было быть использовано против израильтян.

Капуччи умер в 2017 году, и, хотя большинство людей забыли о его кратком демарше с контрабандой оружия или никогда о нём не знали, потому что были ещё совсем маленькими, большинство израильтян, определённо, об этом не забыло. (Кстати, 18 августа исполнится 46 лет со дня ареста Капуччи, за которым последовал приговор израильского суда, а через четыре года, после личного вмешательства св.  Павла VI, помилование).

Эти исторические реминисценции приходят на ум в свете нового искреннего и сердечного призыва к миру на Святой Земле, который обнародовали в Иерусалиме три ушедших на покой лидера христианских Церквей: Патриарх Католической Церкви Мишель Саббах, епископ Англиканской Церкви Риа Хана Абу эль-Ассаль и епископ лютеранской Церкви Муниб Юнан.

«Святая Земля в огне, в состоянии войны, и её святость должна быть восстановлена», — написали три христианских епископа. «Божья земля взывает ко всем Царквам, правительстваи и людям доброй воли, чтобы они действовали и положили конец этой трагедии», — говорят три церковных лидера, уже оставивших свои официальные должности.

В общем, воззвание составлено как крик души непредубеждённых пастырей. Стараясь оставаться непредвзятыми, все три прелата настаивают, что Израилю должна быть обеспечена безопасность, а Палестине – независимость, чтобы два государства могли жить бок о бок в «мире, равенстве и демократии». Текст также включает призывы к тому, чтобы что мирный процесс не был забыт среди тревог, связанных с коронавирусом.

«Мы вместе со всеми переживаем это несчастье и молим Господа умилосердиться и послать всем исцеление», пишут они. Но затем добавляют, что «старая болезнь» Святой Земли – «страдания и несправедливость, постигшие её обитателей», тревожит их ещё сильнее.

Однако в реальности большинство израильтян вряд ли воспримут это воззвание как неполитическое, и вот он камень преткновения.

Как отмечают Саббах, эль-Ассаль и Юнан в своём тексте, они пишут как «арабы-христиане и палестинцы», и каждое слово этой формулировки важно. Они определённо христиане, каждый из них – священнослужитель, посвятивший всю жизнь пастырскому служению. Также очевидно, что они арабы – Саббах и эль-Ассаль родились в Назарете, а Юнан – в Иерусалиме. И, что наиболее существенно в политическом контексте ситуации, они все трое – палестинцы, которые – ничего с этим не поделаешь – видят развитие конфликта преимущественно глазами палестинцев.

Для католических епископов Ближнего Востока эта естественная тенденция сочувствовать одной, и если быть совершенно честным, то своей стороне больше, чем другой, уже долго усугубляется тем фактом, что они представляют христианство в почти сплошь мусульманском окружении, которое становилось и продолжает становиться всё более радикальным с момента основания Органицации освобождения Палестины в 1964 году. Уже выросли целые поколения, воспитанные так, что они считают «Запад» и все его символы, включая основную религию, агентом колониализма.

Вполне естественно, что в таком окружении христианские лидеры испытывают давление быть «больше арабами», «больше палестинцами», чтобы показать, что христиане – это не чужеродный имплант, представляющий западные интересы, а коренные жители, целиком разделяющие судьбу своих соседей-мусульман.

Капуцци представлял своего рода крайний вариант этой тенденции, но на протяжении долгого времени она в той или иной степени затрагивала большинство местных епископов на Ближнем Востоке. В результате израильским дипломатам и политикам, не говоря уже о широкой публике, трудно, видеть в них нейтральных арбитров.

И слова о том, что коренной причиной нынешнего тупика является «военная оккупация и колонизация Палестины Израилем», включённые в это новое обращение Саббаха, эль-Ассаля и Юнана, вряд ли будут способствовать изменению этих представлений. Так же, как и ссылка на движение “Kairos” которое обращается к общехристианскому документу 2009 года, призывающему противостоять израильской оккупации.

Этот анализ, конечно же, не имеет ничего общего с оценкой «правильно» и «неправильно», он скорее показывает, как это, по всей вероятности, будет воспринято.

Как свидетельствуют многочисленные, хорошо документированные факты, Ближний Восток в настоящий момент балансирует на лезвии ножа. Биньямин Нетаньяху, который всё ещё остаётся Премьер-министром Израиля, рассматривал 1 июля 2020 г. как предполагаемую дату объявления об аннексии большого куска Западного берега и долины реки Иордан, что, по мнению некоторых экспертов, приведёт, к тому, что у Палестинского государства, даже если оно получит всеобщее признание, не будет никакого будущего (на 3.07.2020 эти планы отложены при вмешательстве Вашингтона – прим. ред.).

Большинство наблюдателей уверены, что если аннексия состоится, то все шансы возобновить мирный процесс будут потеряны, и это создаст почву для нового раунда военного конфликта.

В этот критический момент вопрос состоит в том, кто из католических лидеров, связанных в обеими сторонами израильско-палестинского конфликта, способен вмешаться и помочь разрядить ситуацию, которая на настоящий момент выглядит практически безнадёжно взрывоопасной.

Несомненно, что намерение придать большую устойчивость равновесию в регионе существенно повлияло на решение Папы Франциска в 2016 году назначить Апостольским администратором Иерусалима францисканца Архиепископа Пьербаттиста Пиццабалла, сменившего на этой должности Мишеля Саббаха.  Пиццабалла итальянец, а не араб, и у него есть тесные связи с теми, кто говорит на иврите, включая еврейских лидеров, но также и с палестинской общиной. Ранее он был главой (кустодом) Францисканской Кустодии в Святой Земле, что позволяло ему самостоятельно развивать отношения с руководством Израиля помимо Патриархата.

Если может быть такой момент, когда мир нуждается в том, чтобы услышать слово лучших умов Церкви на Святой Земле, особенно тех, кто имеет шанс быть услышанными и руководством, и общественным мнением Израиля, то вероятно, этот момент наступил именно сейчас.

По иронии судьбы, конференцией католических епископов, которая лучше всего подходит на роль «нейтрального голоса» может быть конференция католических епископов США, которые возможно симпатизируют Израилю больше, чем кто-либо ещё. Хотя на настоящий момент у американских епископов достаточно других проблем, их своевременное вмешательство всё же может изменить ситуацию.

Джон Л. Аллен, мл.

Источник (англ.): Crux Now

Перевод: Наталья Проскурина