Таинство в сердце

Очень люблю, чтобы Месса была торжественно красивой. Как говорил прошлый настоятель моего прихода, «праздник Евхаристии». Это значит, что в праздновании участвуют все – хор красиво поёт, народ ему вторит, священники в своих лучших облачениях благоговейно и уверенно служат, каждый жест министрантов выверен, никто не сбивается и всё это не выглядит театральной постановкой, а идёт от сердца и радует глаз.

Не так давно я был в гостях у друзей. И при мне у них дома дважды служилась Месса – наш друг священник иногда свободен от прихода (насколько это вообще возможно) и потому имел такую возможность, а мы имели такое желание.

Для меня это было необычно и даже удивительно (ведь я люблю торжественность и красоту), но, в то же время, любопытно.

Всё было очень просто. Стол в зале был очищен от предметов, на нём стояла одинокая свеча в подсвечнике, был расстелен корпорал, на котором расположились чаша с налитым уже вином, патена с 1-2 большими гостиями, ампула с водой и пурификатор. А также литургическая тетрадка.

Священник был в свитере. Поверх него была надета стола. Всё. Ни альбы (ни простой, ни кружевной), ни орната, ничего такого. Минимум.

И Месса была простой. Опускались проповедь, молитва верных, приветствие мира. Конечно, всю Мессу мы сидели, на ноги или колени не вставали. Тело Христово мы получали в руки или же сами брали из поданной патены. Кровью Христа причащались по очереди из одной чаши. Всё просто, да. Но после Причащения были 2-3 минуты тишины и размышления.
А перед Мессой отец собирал интенции – спрашивал нас, о ком бы мы хотели помолиться и попросить Божьего участия. Конечно, просьб накапливалось много, но он был этому только рад.

Так вот, при всём минимализме это было замечательно. Возможно, это были лучшие Мессы в моей жизни. Пусть своей домашней простотой (и поминанием в Sede Vacante Папы Бенедикта – выходит, что я жил в его понтификате дольше прочих верных! Аж целое воскресенье и целый вторник) они заставят морщить нос специалистов-литургистов, а вот была проникновенность, и всё тут. И красота была.

Наверное, в этом и заключается Таинство – что оно совершается в том числе в твоём сердце, оно проникает в тебя и пронизывает насквозь, как ветви дерева почву, и наполняет радостью. Не громкой временной радостью восторженных полётов на радуге, а спокойной, но сильной уверенностью улыбки. До сих пор её ощущаю. Может, это и есть благодать. Как знать.

Но, правда, это было замечательно. Мне никогда ещё не было так хорошо на Мессе, так уютно и спокойно, как там, в квартире за столом. Ни в родном приходе, ни в московском кафедрале, ни где ещё не было такого умиротворения. И это был бальзам на моё сердце.

Так что неважно это всё – и кружева, и материалы, и оттенки. На самом деле это всё пустое… Важно то, как делается Дело.

Иван, Челябинск