Тайна христианских символов

Христианское искусство было символичным изначально. В жестокие времена гонений молчаливость символа делала искусство потаённым сокровищем. Нередко первые христиане узнавали друг друга по тайным знакам. Тайна символа есть одновременно умолчание и раскрытие его глубокого смысла, невидимого для непосвященных и открывающегося верным. Разгадать тайну символа — значит стать причастным к великому откровению, узнать, что существует иная реальность, кроме той, в которой обычно живёт человек. О познании апостол Павел писал так: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор 13,12). Первые христиане жили предчувствием скорого пришествия Иисуса Христа и предвкушением вечной жизни в Царстве Небесном. Символ помогал им приблизиться к грядущему Царству.

Что же такое символ? В Древней Греции был такой обычай: друзья, расставаясь на долгие годы, разламывали пополам какой-нибудь предмет (навощенную табличку с надписью, глиняную статуэтку, светильник и проч.) и каждый получал свою половинку. Встретившись после долгой разлуки, они или их потомки узнавали друг друга, сложив две половинки некогда целого предмета. Точно так же работал и христианский символ: внешнее изображение было лишь половиной того сокрытого, потаенного смысла, который был понятен лишь верующим. Рациональное постижение символа невозможно, он не расшифровывается путём логических размышлений. В христианском искусстве символ прочно связан со Священным Писанием.

Первыми произведениями христианского искусства стали настенные изображения в римских катакомбах II-IV вв., подземных помещениях-лабиринтах, использовавшихся для погребения. В первые три века своего существования христиане жестоко преследовались властями Римской империи, и потому они не имели возможности ни строить храмов, ни даже собираться открыто, но они использовали своих богослужений и собраний катакомбы. Здесь, среди мрачного царства смерти они воспевали жизнь; скрытые под землёй, вдали от света, они славословили Христа — Солнце правды. О том, что первые христиане были светлыми, радостными, вдохновенными людьми, говорит их искусство.

Римские катакомбы обычно носят имена первых христианских мучеников — святых Калликста, Валентина, Домициллы, Присциллы и других. Их стены испещрены рисунками, надписями, сюжетными изображениями. В те времена христианское искусство ещё не знало жесткого канона, и потому на стенах катакомб соседствуют античные и христианские мотивы, ветхозаветные сюжеты и евангельские образы. Эти изображения являлись своего рода наглядной проповедью для христиан, подобно притчам. Эти простые с виду знаки и нехитрые сюжеты раскрывали для обитателей катакомб богатство Благой Вести, помогали понять, что есть добро и зло, истина и ложь, жизнь и смерть, спасение и гибель. Единого стиля у этих изображений также ещё нет: здесь соседствуют графические рисунки и живописные композиции, отдаленно напоминающие помпейские фрески, и тем не менее чувствуется общий подход: главным становится духовное содержание образов. Глубина их содержания такова, что они прочно входят в символический язык изобразительного искусства. Вот наиболее часто встречающиеся первохристианские символы.

Рыба

 

Это один из наиболее часто встречающихся символов, означающий Самого Христа. В древнейшей части катакомб Калликста исследователи обнаружили чёткое изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином — евхаристический символ, обозначающий Христа, Который приносит людям пищу спасения, новую жизнь. В других катакомбах и на надгробных памятниках изображение рыбы также часто встречается, в том числе и в сочетании с другими символами. Можно добавить, что знак рыбы — это зашифрованный символ веры христиан, их исповедание: греческое слово «рыба» — Ίχθύς — представляет собой аббревиатуру начальных букв в следующей фразе: Иисус Христос Божий Сын Спаситель, а это и есть то, во что верят христиане, за что отдавали свою жизнь первохристианские мученики. Кстати, христиане также символически изображались в виде рыбок. Один из ранних Отцов Церкви — Тертуллиан — так писал: «Мы, маленькие рыбки, вслед за нашим Иисусом Христом в воде (благодати) рождаемся и, лишь пребывая в ней, можем быть невредимы».

Агнец

Ещё один символ Христа, известный со времён Ветхого Завета. Обряд иудейской Пасхи включал заклание и вкушение пасхального агнца (молодого первородного ягненка без пятна и без порока). Так было заповедано Самим Богом евреям накануне их Исхода из египетского плена, а потом это вошло в празднование Пасхи, как воспоминания об Исходе. Согласно преданию, один из двух агнцев, принесенных во время Исхода Аароном в жертву, был украшен терновым венцом. Впоследствии пророки называли Агнцем ожидаемого Израилем Мессию. Постепенно Агнец стал символом искупления, смирения, кротости и послушания Христа. Пророчествуя об искупительной жертве Христа, Иоанн Креститель у Иордана произнес, указывая на Иисуса: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1,29). В раннехристианских памятниках, а затем в мозаиках первых христианских храмов можно часто видеть изображения Христа в виде агнца. И хотя в VII веке Трулльский собор постановил «вместо ветхого Агнца писать Христа в человеческом образе», такие изображения в западнохристианском искусстве сохранились до сих пор.

Голубь

Этот образ также пришёл в христианское искусство из Ветхого Завета. В Книге Бытия рассказывается, как голубь принес Ною зеленую ветвь и этим оповестил его об окончании потопа и о том, что Божий гнев сменился на милость. С тех пор голубь с оливковой ветвью в клюве стал символом мира. В катакомбах также нередко встречается изображение голубя с ветвью — это символ новой жизни, души, познавшей Христа. В Святом Писании неоднократно упоминается голубь как символ кротости, чистоты, доверия. Иисус Христос заповедал Своим ученикам: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф 10, 16). В Новом Завете голубь символизирует Святого Духа, поэтому в некоторых изображениях голубь олицетворяет собой Божье присутствие и Божье благословение.

Павлин

Изображение этой птицы встречается наиболее часто на надгробных памятниках — плитах и саркофагах, потому что павлин — символ бессмертия. Согласно легендам, его тело после смерти не подлежит тлению. Отношение первых христиан к смерти было светлым и радостным, потому что его освящала вера в воскресение Христа и уверенность, что христиане также воскреснут вместе с Ним. Любопытно, что в эпоху Средневековья павлин считался символом гордости.

Лилия

Цветок, на который указал Иисус Христос, говоря о Царстве Небесном: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф 6, 28-29). Белая лилия — символ невинности и чистоты, символ любящей Бога души. Об этом написано в Песни Песней. Согласно Святому Писанию, храм Соломона был украшен лилиями: зодчий Хирам придал форму лилий капителям громадных колонн и запечатлел их на стенах и сводах храма. Ещё ранее Моисей приказал украсить семисвечник изображением лилии, а также изготовить купель для омовения, совершаемого первосвященником, в форме её цветка. Существует предание, что архангел Гавриил в день Благовещения пришёл к Деве Марии с белой лилией, которая с тех пор стала символом Богородицы, её чистоты, невинности и преданности Богу. У первых христиан лилия олицетворяла мучеников, которые остались чисты и верны Христу несмотря на жестокие гонения. Вот почему на гробницах мучеников мы видим изображения лилий: например, лилиями убрана гробница святой мученицы Цецилии. С этим же цветком в Средневековье изображали святых, прославленных чистотой своей жизни: св. Иосифа, св. Иоанна, св. Франциска, св. Антония, св. Гертруду и др.

Пеликан

Также образ, пришедший из античных легенд. В изложении римского ученого-энциклопедиста и писателя Плиния Старшего, пеликан спасает своих птенцов от смерти, кормя их собственной кровью и плотью. Уже в III веке образ пеликана входит в христианское искусство и становится устойчивым символом Христа, отдавшего Свою Плоть и Кровь для спасения людей. К тому же изображение пеликана, сидящего на гнезде, покрывая крыльями своих птенцов, напоминало первым христианам слова Спасителя: «Иерусалим, Иерусалим!.. Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья…» (Мф 23,37).

Виноградная лоза

Евхаристический символ, а также символ Божественного избранничества. Виноградник в Святом Писании является символом Земли Обетованной, которую дал Бог Своему избранному народу в удел, а посему виноградник — это и символ самого народа Божия, Церкви. В последней беседе с учениками Иисус Христос сказал: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во мне, и Я в нём, тот приносит много плода» (Ин 15,1.5). Виноградное вино на Тайной вечере становится Кровью Христа, которую Он отдаёт за жизнь мира, за искупление грехов. Изображение виноградной лозы или гроздьев винограда нередко соединялось с изображением пшеницы или хлебов, также являющихся евхаристическим символом.

Феникс

Феникс — птица волшебная, пришедшая из древних египетских мифов. Согласно легенде, пересказанной Геродотом, она умирает раз в 500 лет, сжигая себя на жертвенном огне, и каждый раз вновь возрождается из пепла. Для христиан этот миф символизировал воскресение Иисуса Христа. Раннехристианский писатель Лактанций, живший при императоре Диоклетиане (III в.), написал поэму «Птица Феникс», в которой сравнивал эту птицу с Иисусом Христом, претерпевшим распятие и смерть, и воскресшим вновь.

Якорь

С раннехристианских времён — это знак надежды и спасения. Сохранились печати первых христиан с изображением якоря, монограммы Христа и рыбками. Встречаются изображения, на которых вместе с якорем мы видим большую рыбу; так соединяются знаки Христа и спасения, Им принесенного. Изображение якоря встречается также на брачных кольцах христиан, где через этот знак показывается христианская верность супругов и смысл таинства брака. В христианской символике нередко соединяется изображение креста и якоря, когда образуется крест с полумесяцем. Такие кресты можно видеть венчающими и русские православные храмы.

Корабль

Древний символ Церкви, прообразом которого является ветхозаветный Ноев Ковчег. В Новом Завете встречается образ лодки: например, лодка апостола Петра, в которой нередко приходилось Христу с учениками переплавляться через Галилейское море. Из этой же лодки Христос проповедовал собравшимся на берегу людям. Образ лодки Петра — это символ апостольской общины, ставшей затем Церковью, большим кораблём. Изображение корабля часто встречается на стенах катакомб. Раннехристианские писатели и Отцы Церкви часто сравнивали Церковь с кораблём, плывущим по волнам житейского моря, а Христа называли кормчим этого корабля.

Добрый Пастырь

Так называли изображение Христа с овечкой на плечах. Встречается оно и на стенах римских катакомб, и на рельефах саркофагов, и даже в круглых скульптурах раннехристианского искусства. Это евангельский образ. Сам Иисус Христос сравнивает Себя с пастырем — пастухом, который полагает жизнь свою за овец (ср. Ин 10, 14).

* * *

Символизм раннехристианского искусства шёл гораздо глубже простой зашифрованности изображений, он открывал многозначность бытия, учил глубине восприятия жизни. Так например, ветхозаветные сюжеты воспринимались не столько как иллюстрация к Ветхому Завету, сколько раскрытие через них смысла Нового Завета. Например, сцена «Даниил во рту львином» напоминала об искупительных страданиях Христа, а сюжеты на тему книги пророка Ионы символизировали трехдневное пребывание Христа во чреве смерти, Его схождение в ад и воскресение. И даже античные сюжеты — например, изображение Орфея проецировалось на царя Давида, также игравшего, как и античный герой, на музыкальном инструменте, извлекая из него животворные звуки, и одновременно — на Христа, победившего силу ада.

Раннехристианское искусство на первый взгляд кажется очень простым, но в нём, как в зерне, сокрыто всё последующее развитие если не мирового, то, по крайней мере, европейского искусства вплоть до ХХ века.

Ирина Языкова

Источник: Журнал «Твой Благовестник», №1-4, 2001