«Жизнь Иисуса Христа» в акварелях Джеймса Тиссо

Жак-Жозеф Тиссо (1836-1902), французский художник, известный под именем Джеймса Тиссо, в 1886-1894 годах создал цикл из 350 акварелей, посвященный жизни Иисуса Христа. Серия небольших листов, максимальный размер которых не превышает 21х29 см, являет собой подробное и выразительное художественное воплощение истории Христа от Рождества до Голгофы и Воскресения. Тиссо последовательно, сюжет за сюжетом, воплотил на бумаге свое собственное видение событий Евангелия.

Евангельский цикл Тиссо, представленный на выставке в Париже в 1896 году, вызвал необыкновенный эмоциональный отклик и сильный резонанс. Многие скептически восприняли обращение художника к религиозным мотивам. Одни беспощадно критиковали его за чрезмерную литературность, другие восторгались проникновенностью изображенных сцен. После Парижа выставка акварелей Тиссо с успехом прошла в Лондоне и Америке. А в 1900 году Бруклинский музей выкупил почти всю серию листов и стал обладателем уникального акварельного цикла конца XIX столетия, рассказывающего о жизни Христа. Уникальность его не только в масштабности замысла, оригинальности художественных решений, внимании к деталям, историко-топографическом соответствии, но и в обстоятельствах его появления на свет, в необычной истории, предвосхитившей его создание.

На пути в Иерусалим
На пути в Иерусалим
Поцелуй Иуды
Поцелуй Иуды

Научный, технический и экономический прогресс второй половины XIX века привел к активному процессу «расколдовывания» мира, когда на смену религиозной пришла иная система ценностей, положившая в основу человеческого существования личное материальное благополучие и определившая новую модель мира с его культурой отрицания, мятежного богоотступничества, признания непреодолимости зла и воспевания красоты увядания. Появление именно в такой период времени большой серии работ, посвященной жизни Иисуса Христа, было явлением по меньшей мере поразительным. Учитывая еще и тот факт, что осуществил ее один из самых на тот момент модных салонных художников Лондона и Парижа.

Христос в окружении ангелов
Христос в окружении ангелов

Жан-Жозеф Тиссо родился в Нанте в семье торговца тканями Марселя Теодора Тиссо. В 17 лет решив стать художником вопреки желанию отца, который видел в сыне продолжателя своего дела, юноша отправился в Париж и учился там в Школе изящных искусств у Ламота и Фландрена. Кроме того, брал уроки у знаменитого Энгра, адепта неоклассицизма и академизма. Во время обучения в Школе изящных искусств Тиссо подружился с Эдуардом Мане и Эдгаром Дега, будущими родоначальниками импрессионизма, а также с англо-американским художником, ярким представителем «тонализма» в живописи, Джеймсом Уинстлером, после знакомства с которым, как утверждают некоторые, он поменял свое имя на английский вариант, став в результате Джеймсом Тиссо.

Джеймс Тиссо. Автопортрет. 1865. Холст, масло. Музей изобразительных искусств Сан-Франциско
Джеймс Тиссо. Автопортрет. 1865. Холст, масло. Музей изобразительных искусств Сан-Франциско

После Парижской коммуны в 1871 году Тиссо вынужден был покинуть Париж, дабы избежать ареста в связи с обвинением в сочувствии к революционерам. Он отправился в Лондон, где прожил 11 лет с 1871 по 1882 год. В Англии Тиссо снискал славу  талантливого портретиста и виртуозного мастера жанровых сцен. В полной мере унаследовав от отца практичный ум и дух предпринимательства, он очень умело вписался в жизнь Лондона, быстро став весьма популярным и востребованным художником, за работы которого выкладывали немалые суммы денег.

Он изображал женщин из высшего общества в изящных, изысканных платьях викторианской эпохи с  соблазнительными декольте и струящимися тканями, беседующих за чашкой чая, развлекающихся на пикниках, прогуливающихся в парках с собачками, танцующих на балах. Это были мастерски выполненные в стиле реализма картины, изображающие во всем блеске и роскоши жизнь привилегированного общества.

Его картины быстро раскупались, он получал заказ за заказом, и за два года пребывания в Лондоне, сделав головокружительную карьеру успешного и высокооплачиваемого художника, разбогател настолько, что позволил купить себе дом в одном из престижных районов города — Сент-Джонс-Вуд.

В 1876 году Джеймс Тиссо знакомится с красавицей ирландкой Кэтлин Ньютон. И с этого момента его жизнь принимает совсем иной оборот.

У Кэтлин была непростая судьба: она состояла в разводе, была замешана в любовной интриге, имела ребенка вне брака. Для викторианской эпохи с ее жестким и суровым кодексом морали прошлое Кэтлин казалось порочным и абсолютно неприемлемым. Но Джеймс Тиссо был сражен, очарован, влюблен… Кэтлин стала любовью всей его жизни, его спутницей, его музой, главной его моделью. Ради нее он пожертвовал карьерой модного салонного художника и предпочел тихий, уединенный образ жизни вдали от светского общества.

Джеймс Тиссо. Кэтлин Ньютон в кресле. 1878. Холст, масло. Частная коллекция
Джеймс Тиссо. Кэтлин Ньютон в кресле. 1878. Холст, масло. Частная коллекция

Однако счастье оказалось недолгим. Кэтлин неожиданно заболела туберкулезом и, не выдержав мучений тяжелой формы болезни, покончила с собой в 1882 году. Ей было всего 28 лет. Безутешный Тиссо четыре дня не отходил от ее тела, а после похорон сразу уехал из Лондона, навсегда покинув дом, в котором жил вместе с Кэтлин. Раздавленный горем, он вернулся в Париж, но и там не смог оправиться от потери. До конца своих дней он останется верным памяти Кэтлин. История любви Джеймса Тиссо и Кэтлин Ньютон — одна из самых известных романтичных и печальных любовных историй XIXстолетия.

В период с 1882 по 1886 год художник пишет работы, в которых звучат темы смерти, расставания, одиночества и безысходности. Его эмоциональное потрясение, вызванное гибелью возлюбленной, было столь велико, что он обратился к религии в поисках утешения и душевного покоя.

Благовещение
Благовещение

В 1886 году в парижской церкви Сен-Сюльпис Джеймс Тиссо пережил некий мистический опыт, после которого началась новая эпоха в его жизни и творчестве: он обратился к религиозному искусству и полностью посвятил себя созданию иллюстраций к Новому Завету. Тиссо отправился в Палестину, путешествовал по Святой Земле, посетил те места, где родился, жил, проповедовал Иисус Христос,  где Он был распят и воскрес из мертвых. Во время своих странствий он делал многочисленные зарисовки, наброски с изображением природы, архитектуры, лиц и фигур местных жителей. «Именно на Святой Земле сцены прошлого возникали перед моим мысленным взором… Я предавался размышлениям, пребывая в тех местах, где происходили события, и проникался внутренними видениями настолько, что они открывались мне во всей полноте», — отмечал художник. (J. Tissot: The life of Christ. The Complete Set of 350 Watercolors. — Merrell, New York, 2009, p. 21)

Возвращение из Египта
Возвращение из Египта
Иисус Христос, Мария и Иосиф в Храме
Иисус Христос, Мария и Иосиф в Храме

«По возвращении из Иерусалима я показал сделанные мной наброски и эскизы своему отцу. — писал Тиссо. — Когда отец увидел, как на самом деле выглядят святые места, в особенности Голгофа, он воскликнул: „Я все себе не так представлял! Я думал, что Кальвария — это высокая остроконечная гора, скалистая и покрытая кустарником“. „Нет, — ответил я ему. — Кальвария — это небольшая возвышенность высотой всего 22 — 23 фута. Святой Гроб находится рядом, но совсем не в так, как ты это себе воображаешь и как представляют тысячи других верующих“.  Христианский мир был введен в заблуждение фантазией художников.

Бичевание Христа
Бичевание Христа
Первый гвоздь
Первый гвоздь

Существует целое множество изображений святых мест, которые ничего не имеют общего с реальностью. Многие художественные школы порой делали это сознательно. В эпоху Возрождения большее внимание уделяли изображению мизансцен. Художников мистиков волновала эмоциональная сторона дела. Никто не заботился об историческом и топографическом соответствии. На мой взгляд, в наш век „приблизительное“ уже не является достаточным. Я подумал, не настало ли время обратиться к истинному положению вещей? […] Именно поэтому, плененный божественным образом Иисуса, очарованный евангельской историей, охваченный желанием как можно правдивее отразить ее во всех аспектах, я и отправился в качестве паломника в Палестину». (Catalogue of works of James Tissot. Tre life of our Lord Jesus Christ. — The Art Institut of Chicago, 1899, p. 3 — 4)

Оплакивание
Оплакивание

Удивительная серия, посвященная жизни Иисуса Христа, выполненная в реалистическом стиле, которому Тиссо оставался верным, несмотря на новые художественные веяния конца XIX  столетия, состоит из 350 акварелей, оригинальных по замыслу, необычных по композиционному решению, отличающихся чрезвычайно скрупулезным вниманием к деталям, к характерным особенностям быта и архитектуры, к типажам местных жителей и дающих правдивое представление о природе Палестины. Главным художественно-выразительным средством в этих акварелях становится не столько цвет, сколько линия, мастерски владея которой, Тиссо создает экспрессивные, живые, чувственные образы.

1) Воскресение Иисуса Христа; 2) Не прикасайся ко мне
1) Воскресение Иисуса Христа; 2) Не прикасайся ко мне

Пленительным очарованием пронизана сцена Рождества с изображением Богоматери, склонившейся над младенцем, от которого исходит божественное сияние.

Сентиментальным чувством преисполнены композиции, представляющие детство Христа. Глубоко психологичны графические листы с изображением Тайной вечери и Иисуса Христа перед Пилатом.

Тайная вечеря
Тайная вечеря

Трагична сцена бичевания Христа с изображением исполосованного, окровавленного тела. Полна драматизма сцена, изображающая  путь на Голгофу и распростертого на камнях Иисуса, придавленного тяжелым крестом.

Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест
Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест

Некоторые из акварелей поражают нетрадиционной трактовкой сюжета. Таков, например, лист с изображением того, что мог видеть Иисус, распятый на кресте. Художник, представляя происходящее на Голгофе глазами Христа, позволяет зрителю почувствовать себя на месте распятого, ощутить Его страдания и умереть вместе с Ним на кресте.

Что видел Иисус Христос с креста
Что видел Иисус Христос с креста

Любопытна динамичная сцена «Ecce Homo» («Се человек») с изображением Понтия Пилата, обращающегося к народу и желающего возбудить сострадание толпы. «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «се, Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его!» Пилат говорит им: «возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины» (Ин. 19:  5 — 6)

Ecce Homo
Ecce Homo

Графические листы, созданные Джеймсом Тиссо, представляют собой уникальное изобразительное повествование, подробно и детально рассказывающее о жизни Иисуса Христа. Кто-то из современников справедливо назвал этот цикл «Евангелием от Тиссо».

1) Призвание апостолов Петра и Андрея; 2) Призвание апостола Матфея
1) Призвание апостолов Петра и Андрея; 2) Призвание апостола Матфея

Жизненная трагедия привела художника на Святую Землю, он прошел по стопам Христа в буквальном и переносном смысле этого слова и увидел  мысленным взором то, что совершенно недоступно взгляду поверхностному. Глубокое духовное осмысление евангельских событий и тщательное историко-топографическое исследование позволили художнику создать один из самых проникновенных графических циклов, иллюстрирующих Священное Писание.

Иллюстрации: www.brooklynmuseum.org