«Если нет изумления и поклонения, то не будет и пути, ведущего к Господу. Не будет синода, ничего не будет…». Главный редактор Vatican News Андреа Торниелли размышляет над фразой, добавленной Папой Франциском экспромтом во время проповеди на Мессе праздника Corpus Domini.
Эта фраза объясняет нам, как Папа воспринимает процесс, начавшийся перед будущим Синодом, и те синодальные пути, которые уже начались. Это указывает также на источник всякого подлинного церковного процесса, ведь, как сказал Франциск в той же проповеди, «нужно выйти из маленькой комнатки нашего ʺяʺ и войти в большое пространство изумления и поклонения. А этого нам очень не хватает! Этого не хватает во многих наших процессах – на встречах, собраниях, в совместных пастырских размышлениях».
В одной из публикаций в La Civiltà Cattolica в сентябре прошлого года Папа Франциск проясняет, к какому суждению он пришел в результате давнишней полемики об «испытанных мужах» после предложения рукополагать женатых мужчин, которое было выдвинуто на Синоде по Амазонии: «Была дискуссия, очень глубокая, с хорошими доводами, — но без какого-либо распознавания, которое отличается от хорошего и оправданного консенсуса или от достижения относительного большинства. Мы должны понять, что Синод – это больше, нежели парламент; а в этом специфическом случае нельзя было избежать подобной динамики. По этому вопросу был обильный, продуктивный и даже необходимый парламент, — но не более того».
Если нет изумления (которое возникает по благодати и, уж конечно, не по принуждению), если нет поклонения (что тоже является его следствием и тоже не приходит само по себе), то Церковь обмирщается и в конце концов вбирает в себя политические и идеологические категории. Тогда в ней действует уже не Тот, без Кого мы не можем сделать ничего, но действуют стратегии, тактики, фейерверки коммуникационного маркетинга, группы давления и пулы со своими программами, быть может, даже противостоящими, но объединенными недостатком единства. Происходит искажение, иногда очень серьезное, некоторых других «ран» и грехов, об опустошении и внутреннем ужесточении процессов церковной жизни, когда на первое место ставится не послушание Святому Духу, а наши проекты, эффективность структур и планов реформы. Именно от этого риска Преемник Петра уже давно предостерегает, как он сделал это и недавно, в проповеди на Пятидесятницу, напомнив, что «Параклит утверждает первенство собрания. Дух предпочитает действовать и нести новизну в собрании, в общине… Сегодня, если мы послушаем Духа, мы не будем зацикливаться на консерваторах и прогрессистах, на традиционалистах и новаторах, на первых и левых: если бы это было критерием, значит, Церковь забыла о Святом Духе. Параклит побуждает к единству, к согласию, к гармонии разного. Он побуждает нас считать себя частью единого тела, братьями и сестрами между собой. Давайте же стремиться быть единым целым! Враг хочет, чтобы разнообразие стало противостоянием, и поэтому превращает его в идеологии».
Если нет изумления и поклонения, если нет послушания Духу и первенства общины, не будет и синода, как сказал в прошлое воскресенье Епископ Рима: самое большее, что может быть, — это парламент.
Андреа Торниелли
Источник: Русская редакция Vatican News