Тот не был до конца женат…

Хотелось бы начать рассказ о посещении одного из известных мест поклонения Святой Деве с благочестивого размышления о том, как я готовилась к паломничеству, какие вопросы себе задавала и какие замечательные открытия мне принесла эта поездка. Это будет неправдой. Но тем интереснее увидеть, как Бог раскрывает Свое присутствие, даже когда не ждешь никаких чудес, в обыденном течении жизни.

В Испанию я поехала просто на отдых. Золотые пески Коста Дорада, ласковое солнышко, теплое море и вкусная еда. Проблема в том, что мне трудно лежать баклажаном на топчане. Душа жаждет новых приключений. Просмотрев список предлагаемых экскурсий, я решила, что высокогорный монастырь – это самое то. «Потрясающие виды, замечательные фотографии. И мед у них – зашибись», — рекламировал нам поездку представитель турфирмы, потрясая дредами. Ни слова про то, что это – действующий бенедектинский монастырь, про то, что это – один из символов Каталонии, и даже про то, что Монтсеррат славиться своим хором мальчиков. Так я оказалась в автобусе, наполненном русскоязычными туристами со всех уголков бывшего Союза.

Выезжали мы в шесть утра, поэтому к горному хребту приехали одними из первых. Обычно здесь просто роятся туристические автобусы. Говорят, что можно наблюдать целые очереди на подъем…

Само слово «монтсеррат» переводится как «изрезанная гора». Древнее предание гласит, что как-то ангелы спустились в эту местность, сели на гору и заскучали. Все вокруг было как-то слишком правильно и ровно. И тогда небесные посланники решили распилить гору, на которой сидели. Так появились расщелины самой причудливо формы, а гигантская скала приобрела свое название.

В исторических документах упоминание о Монтсеррат встречается уже в IX веке и практически сразу его начинают связывать с Богородицей. Множество загадочных преданий связано с Ее появлением в этих местах. Впрочем, русскоязычным гидам все они обычно не знакомы.

Едва мы начали подъем по горному серпантину, как встретили группу паломников. В основном это были пожилые люди. Они спокойно шли, не обращая внимания на проезжающие машины и автобусы. Судя по четкам в руках, читали Розарий. «К сиесте (полуденному зною) дойдут», — прокомментировал водитель автобуса. Скоро мы встретили еще несколько групп. Некоторые несли большие кресты, некоторые хоругви с названием прихода. Среди паломников становилось все больше молодых людей. Любопытные экскурсанты стали спрашивать гида, что все это значит. Почему эти люди идут пешком? Что у них в руках? И, наконец, зачем они это делают? Прекрасен был ответ нашей бывшей соотечественницы, не первый год живущей в Испании: «На Монтсеррат очень популярен альпинизм. Люди со всей страны приезжают, чтобы полазить по местным крутым склонам». Буквально через несколько минут после этого замечания мы обогнали группу молодежи, несшую крест и распевавшую песни с рефреном «Аллилуйя» на немецком языке. Еще один поворот и мы миновали кемпинг, под завязку забитый машинами, над крышами которых возвышался большущий деревянный крест. «Своеобразные здесь альпинисты», — сказал сидевший от меня через проход спортивного вида выходец из Казахстана. «Да, в духе св. Иоанна Креста», — ответила я, не подумавши, что это повлечет за собой долгие объяснения, кто этот святой и почему он так любил размышлять о восхождениях на гору.

Когда мы, наконец, добрались до монастыря, на парковке не было еще ни одного автобуса. Не было слышно гомона голосов туристов, который всего через пару часов заполнит все закоулки этого древнего монастыря и окружающего его парка. Выходишь из душного автобуса и кажется, что все твое существо наполняется удивительным высокогорным воздухом. Следующее на что обращаешь внимание – это пение птиц. Почему-то здесь мне вспомнилась история про другой высокогорный монастырь, находящийся на границе Болгарии и Греции. Там тоже были скалы необыкновенной формы, камень того же цвета… И абсолютная тишина! Рассказывали, что одному святому отшельнику птицы мешали сосредоточиться на молитве и он прогнал их… В Монтсеррат таких братьев явно не было. Птицы пели вдохновенно и радостно. Через пару часов, уже на обратной дороге, учительница музыки из Томска, совершенно потрясенная встречей с монастырем и с «выступлением» знаменитого на всю Европу хора мальчиков, делилась своими впечатлениями: «Не мудрено, что монахи создали здесь детский хор. Слушали птиц, слушали и решили их приручить и обучить латыни».
Монастырь Монтсеррат подобен прекрасной книге, которую невозможно прочитать за несколько часов, отведенных экскурсантам. Хочется заглянуть во все открытые двери, сфотографировать каждый причудливо отполированный ветром камушек… Но мы решили, что успеем только посетить базилику и подняться в горы.

Итак, величественный храм. В него можно войти через дверь центрального нефа и через боковую – это путь в галерею, ведущую к статуе Святой Девы. Когда входишь в храм, поражаешься не только его красоте, причудливому сочетанию готики и византийского стиля. Удивляешься и тому, что с первых же секунд пребывания в ней взор обращается к алтарю, над которым высится престол Черной Мадонны, Моренеты (Смуглянки), как ласково ее называют испанцы.

Откуда она появилась? И почему черного цвета? Версий на этот счет множество. По одной из них еще в IX веке два мальчика увидели, как столп огня опустился в расщелины Монтсеррат, и потом еще долго там видели странное свечение. Местный епископ заинтересовался этим явлением и в сопровождении жителей близлежащих деревень отправился на поиски источника столь странного явления. Так была обнаружена пещера, а в ней статуя Богоматери. Епископ, естественно, предложил перенести ее в свой собор. Но небольшая по размеру фигура оказалась невероятно тяжелой. Ее нельзя было ни поднять, ни передвинуть. Так появилась часовня святого Искле, положившая началу монастырю. Другая версия предлагает рассказ о том, что статую привез сам апостол Петр, а создал ее никто иной, как святой Лука.

Реставраторы же датируют изображение XII веком. И здесь тоже имеют место споры. Кто-то говорит, что сама древесина, черная сосна, насчитывает чуть более восьми веков. А кто-то утверждает, что все дело в лаке, нанесенном в XII веке, с годами потемневшем и сделавшим к нашим дням статую абсолютно черной.

Как бы там ни было, здесь происходят чудеса и Божья Матерь благословляет здесь Своих детей. Практически каждый, кто приезжал в этот монастырь и просил Марию о чем-то с верой, получал ответ на свои молитвы. И лучшим подтверждением этому является комната, наполненная выражениями благодарности. Здесь можно увидеть костыли, инвалидные коляски… Но больше всего подарков от невест, обретших свое счастье в счастливом замужестве. Здесь можно найти фату практически любого фасона. С давних времен Моренета стала покровительницей невест.

Глядя на нее из широкого нефа собора, я подумала, а почему бы и мне не попробовать. Надо тоже что-то попросить, что-нибудь очень важное и значимое.

Ровно через год я вновь оказалась в этом высокогорном монастыре. И снова через неф смотрела на Черную Мадонну. Муж нетерпеливо теребил мою руку. Очередь к Деве была гигантская, а нам еще хотелось по Крестному Пути подняться в горы к самому кресту, вознесенному над обрывом. Прошлым летом мне с большим трудом удалось туда попасть. Прошедший накануне сильный дождь вымыл старые деревья и они упали на дорогу. В этот раз мы надеялись добраться без приключений. Но очередь…

Мы были не единственными русскими, оказавшимися среди паломников, пришедших к Святой Деве. Стояли вместе со всеми, о чем-то беседовали. Радовались портрету святого Игнатия Лойолы, висящему на стене. Кстати, именно здесь началось его исцеление после тяжкой раны полученной в сражении за Памплону. И сюда же он пришел, чтобы принести к ногам Черной Мадонны свою шпагу и сменить доспехи война на одежды покаяния.

Перед нами стояла молодая пара из Германии, за нами – семья из Латинской Америки. Мы говорили о России и о перипетиях истории. У лестницы разговоры умолкли. Кто-то читал Розарий, кто-то просто молился. И вот мы уже перед статуей. Всего несколько секунд, чтобы что-то сказать, поблагодарить и попросить благословения. Затем можно пойти в часовню за престолом Моренеты, чтобы помолиться в тишине.

Наши знакомые из очереди были потрясены до глубины души. Еще у статуи, когда они поняли, что мы заглянули к Богородице не из досужего любопытства, глаза их округлились от изумления. А увидев нас молящимися в часовне, они совсем растерялись. Когда мы вышли из храма, на улице нас с любопытством поджидала молодая пара из Германии и семья из Латинской Америки. Они впервые увидели католиков из России и для них мы стали еще одним чудом Богоматери. Отчасти так и есть. Любой счастливый брак – это чудо. И каждый испанец знает, где и кого за него стоит поблагодарить. Не зря ведь старая каталонская поговорка гласит: «Тот не был до конца женат, кто не возил жену на Монтсеррат».

Анна Гольдина