Цветы войны: свидетельство сестёр трапписток в Сирии

Можно ли отыскать в реальности хоть что-то прекрасное, если под окнами твоего дома на протяжении нескольких лет разворачивается жестокая война? Сестры маленького траппистского монастыря, построенного в центре Сирии совместными усилиями христиан и мусульман, отвечают на этот вопрос, сажая цветы и помогая нуждающимся хлебом и духовным советом. Сама их жизнь, основанная на молитве и созерцании, становится свидетельством о том, что никакое насилие не способно окончательно убить в сердце надежду.

Азир, маленькая маронитская деревня ровно на полпути между Хомсом и Тартусом, – стратегически важный пункт: она находится в центре страны и отсюда открывается полнопанорамный вид на море и горы в Ливане. Вот почему за последние четыре года здесь произошло немало столкновений между повстанцами и регулярными войсками Башара Асада. Их свидетелями всякий раз становились не только местные жители, но и пять сестер расположенного неподалеку траппистского монастыря. Последние не раз слышали автоматные очереди в непосредственной близости от обители и потому боялись, что рано или поздно их попросят уехать из соображений безопасности. Однако до сих пор в этом не было необходимости. Лишь однажды монахини провели три ночи в деревенском доме, предоставленном приходским священником. В остальное же время их жизнь протекает в стенах монастыря, в шаге от войны. Сестра Марта, настоятельница Азира, живо описывает период «сражений под окнами дома». Месяц назад она приехала в Италию, и нам удалось встретиться с ней в Вальсерене, траппистском монастыре рядом с Флоренцией, где и началась история сирийской обители. «После пяти часов нужно быть внимательными и не выходить из дома, – рассказывает она. – Правда, за все эти годы не случилось ни одной прямой атаки ни на монастырь, ни на деревню. Поначалу мы этого не знали и, конечно, боялись. Господь же никогда не просит у человека больше того, что он в состоянии вынести. Он поместил нас туда, где жизнь для нас возможна, и мы для всех окружающих нас людей стали присутствием. Мы “их сестры”, и я имею в виду не только христиан».

Что значит христианское присутствие, опирающееся на молитву и созерцание, в этих краях, истерзанных войной, в регионе, где почти все население – мусульмане? С самого своего приезда пять лет назад монахини занялись возделываем земли и строительством обители, обеспечив работой многих жителей деревни. Сунниты, шииты и христиане трудились бок о бок, копая котлован для фундамента, замешивая цемент, собирая камни для часовни и других построек, которыми со временем обрастал монастырь. Когда недоставало материалов, в ход шла фантазия и возникали разнообразные идеи, позволившие работникам не сидеть по домам: они прокладывали дорожки, устанавливали ограду, осушали почву.

Монастырь существует на самообеспечении: здесь есть собственный колодец, огород, генератор. Часто не хватает топлива, и поэтому необходимо терпеливо искать баланс и пытаться успеть сделать все, пока есть электричество. Сестры из Вальсерены постоянно оказывают помощь нуждающимся семьям, отправляя им продукты первой необходимости. В Азир они обычно попадают через Ливан. Серьезные проблемы связаны с международными санкциями и курсом валют: все стоит крайне дорого, особенно для жителей деревни. Монахини стараются по мере сил помогать соседям. Так, они оплачивают некоторым молодым людям учебу в университете и затраты на проезд. Но даже не из-за этого их называют тут «нашими сестрами». Причина в самом их присутствии, в их свидетельстве о том, что возможно жить, не оставляя надежды. «Мы просто находимся там», – объясняет сестра Марта. Вот это и удивляет. Особенно поразительны для окружающих три аспекта: «Общинная жизнь, литургия, тексты которой мы постепенно разучиваем на арабском, и спокойствие, с которым мы занимаемся ежедневными делами. Наверное, может показаться безумием, когда кто-то на фоне войны сажает цветы и пытается отыскать в подобных обстоятельствах хоть крупицу прекрасного, однако на самом деле все это – лишь отражение того факта, что радость дается нам кем-то другим. Таково наше свидетельство: жизнь обретает полный смысл в отношении со Христом, и тогда даже посреди хаоса можно жить и созидать».

Это нынешняя ситуация, но, чтобы понять, как пять итальянских монахинь оказались в Сирии и стали для сирийцев своими, необходимо сделать шаг назад. После того как в 1996 году в алжирском Тибирине были убиты семеро монахов, орден цистерцианцев пожелал собрать воедино их наследие – свидетельство о жизни, посвященной Богу, в нехристианском контексте. Траппистки из Вальсерены в связи с этим решили основать дочернюю обитель. Место для нее было подсказано самим Провидением.

Сестры познакомились с отцом-иезуитом Франсом вас дер Люгтом (который погибнет в Хомсе 7 апреля 2014 года), и тот пригласил их впервые приехать в Сирию и увидеть своими глазами Хомс и Алеппо. В незнакомую землю отправились сестра Марта и мать Моника, настоятельница Вальсерены. Здесь они встретили не только мусульман, но и христиан различных обрядов. Сестра Марта вспоминает: «Отец Франс и некоторые местные епископы с радостью восприняли и поддержали наше молитвенное присутствие. Мы заметили уважение к нашей форме жизни и явную в ней потребность». В 2005 году четыре итальянских монахини обосновались в квартире в одном из жилых кварталов Алеппо, населенном в основном армянами и мусульманами. С помощью сестер святой Доротеи они начали погружаться в новую среду и изучать арабский. «Мы тогда на опыте поняли, что значит подлинный экуменизм. Например, лишь через год после приезда мы вдруг осознали, что некоторые друзья, которых мы ежедневно встречали на мессе, в действительности были православными. Христиане разных обрядов присоединялись к молитвенным собраниям других конфессий. Сколько раз мы сами участвовали в богослужениях Греко-католической Церкви, и Армянской, и Сирийской православной». В те годы представители различных религий и конфессий мирно сосуществовали. Сестра Марта и другие монахини занялись поиском земли, на которой можно было бы основать обитель. Они рассмотрели несколько вариантов, прежде чем обратить внимание на живописный холм в самом центре страны, место простое и далекое от туристических маршрутов. Поблизости – две маронитских деревни, в которых живет также и немало мусульман. Траппистки переехали сюда в 2010-м, а через три месяца разгорелась война. «Если бы мы остались в Алеппо, настоятельница наверняка попросила бы нас вернуться в Италию», – говорит сестра Марта.

На одном любительском видео, снятом друзьями из Флоренции, можно увидеть холм, море вдали, цветы и рабочих. Монахини (теперь их уже пять) собирают оливки, а затем участвуют в литургии на арабском языке. В определенный момент на заднем плане слышны выстрелы – признаки идущей войны. Местным жителям не хватает самых необходимых вещей, и сестры стараются поддерживать нуждающихся – не только в Азире, но и в Алеппо. «Однако материальной помощи недостаточно, – говорит сестра Марта. – Люди, особенно молодые, желают чего-то большего. Драматическая ситуация, в которой они оказались, обнажает в их сердцах вопрос о глубинном смысле существования, о том, почему стоит продолжать жить в Сирии». Как-то раз монахинь навестил юноша, с которым они познакомились в Алеппо. Сестра Марта сказала ему: «Вам там нелегко приходится». Он же с улыбкой ответил: «На самом деле мы сейчас наконец-то начали понимать, что значит жить по-христиански». Сестра Марта превратила эту его фразу в молитву: «Господи, нынешняя тяжелая и абсурдная ситуация – возможность для всех, и для христиан, и для мусульман, искать истину в отношении с Тобой». На таком основании можно что-то созидать.

Постепенно, благодаря завязывающимся отношениям, благодаря просьбам о наставлении, становится очевидно, что монахини свидетельствуют о Боге всей своей жизнью. Сестра Марта продолжает: «В настоящий момент само наше призвание становится миссионерским. Церковь после Второго Ватиканского собора просит у нас в том числе и такого духовного сопровождения братьев и сестер. Достаточно вспомнить, к примеру, прекрасные письма папы Павла VI монашествующим. Быть монахами – значит переживать, насколько возможно, отношение с Господом, Который становится смыслом каждого твоего дня. Этим-то ты и делишься с другими – в молчании, в слушании и в диалоге».

Читать полностью: ru.clonline.org