Альберто Турко: «Молитва композитора становится музыкой»

В начале июля в Москве завершились очередные курсы ежегодной Летней академии сакральной музыки, организованной благотворительным фондом «Искусство добра». Мы поговорили с одним из её бессменных преподавателей, маэстро Альберто Турко, который отмечал в эти дни 54 годовщину священнического рукоположения. 51 год из них он руководит музыкальной капеллой собора и Епархиального института духовной музыки им. Св. Цецилии в Вероне. 

— Дон Альберто, в этот важный для вас день нельзя не спросить: какое призвание родилось первым, к музыке или к священству?

— Сначала родилось призвание к священству. Однако я с детства был включен в музыкальный контекст. Как маленький певчий и потому что мой отец был кантором приходского хора. И дома в моём распоряжении было фортепьяно. Во время учебы в семинарии, при подготовке к священству, мы также изучали музыку. И в последние 2-3 года подготовки меня назначили кантором хора в семинарии.

— Не было сомнений, не помешает ли преподавание музыки вашему основному призванию и пастырской работе?

— Нет. Через три года после рукоположения я был назначен кантором хора в кафедральном соборе Вероны. Я отвечал за подготовку всех богослужений в кафедральном соборе, с литургической точки зрения, обрядовой и музыкальной. 51 год я «живу» в соборе, занимаясь детским хором и мужским хором.

— Какое значение имеет музыка для литургии Католической Церкви?

— Литургия изначально пелась, а не читалась. То есть форма литургии — это не чтения со вставками песнопений, а именно пение. По сей день эта традиция сохраняется в некоторых монастырях, особенно, во Франции, но и в Италии тоже. В будние дни преобладает «читаемая» литургия, однако, в кафедральном соборе торжественная литургия под предстоятельством епископа всегда проходит в сопровождении схолы.

— Как сопровождение схолы помогает участникам литургии приблизиться к Богу? Например, григорианика довольно трудная, и большинство прихожан могут только слушать песнопения, но не участвовать в них.

— Нужно понимать, что из себя представляет григорианский репертуар. Около месяца назад я написал статью для итальянского журнала, где объяснял, что есть песнопения, которые составляют структуру Мессы, а есть песнопения, которые сопровождают. Песнопения, которые составляют Мессу, это воззвания и ответы, литании… И в григорианском хорале есть очень простые мелодии, которые могут петь все. А есть специальный репертуар, который должен быть подготовлен схолой. Например, полифоническое пение. Не все в состоянии петь полифонию. Но схола не должна подменять собою литургическое собрание, она должна исполнять свою роль. Также как собрание не имеет задачи заменить схолу. Участвовать в литургии можно и через активное слушание.

— В процессе инкультурации христианства в разных странах мира в литургии всё больше используется гитара, национальные музыкальные инструменты. Сами песнопения становятся всё менее торжественными и сакральными. Как вы относитесь к этому?

— Я бы не рассматривал эти примеры как нормальную ситуацию. Воскресная литургия — это разнородное собрание людей, а может быть собрание отдельных групп. Но, по крайней мере, в воскресенье группа не должна превалировать над разнородным литургическим собранием. Должно быть равновесие.

Что касается инструментов, они могут применяться сообразно с указаниями местного епископа и согласно их предназначению. Например, гитара — это не хоровой инструмент, это инструмент для солиста. Так она может аккомпанировать солисту, поющему с амвона, но по критериям классической гитары. В литургию не следует включать инструмент, который в общественном мнении принадлежит профанному контексту. Например, саксофон.

— Григорианика — это классическая сакральная музыка. Вы посвятили жизнь её преподаванию, но мы не можем отрицать, что сегодня она всё меньше используется в литургии. Во многих приходах России григорианика не используется никогда, уступая место современным песнопениям, откровенно тяготеющим к профанной культуре, а не сакральной.

— Григорианика — это общая молитва Церкви, распространенной по миру. Песнопения, которые поют сегодня, никого не воспитывают. Музыкальная культура приходит в упадок. Людям проще петь песнопения, которые используются и вне литургии. Но это не должно ставить под сомнение важность григорианского хорала и духовной музыки. Необходимо вернуться на более достойный культурный уровень.

— Вы уже шесть лет преподаете в Летней академии сакральной музыки в Москве. Здесь собираются люди желающие научиться классическому церковному пению, григорианскому хоралу, чтобы сохранить и передать дальше эту традицию в нашей стране. Насколько важно для вас, помимо технических знаний, передать любовь и трепетное отношение к этой древнейшей традиции?

— Григорианский хорал имеет приоритет как литургическая молитва. Но есть и культурный аспект, очень важный, потому что первая музыкальная нотация на Западе — это именно нотация григорианского хорала. И в государственных университетах, изучая музыковедение, первая нотация, к которой обращаются, — григорианская.

И также это не только культурный уровень. С тех пор, как была создана мелодия для латинского текста, мы видим, как композиторы толкуют Слово Божие. Молитва композитора становится музыкой, чтобы его музыка стала молитвой для нас. Итак, преподавая григорианский хорал, нужно подчеркивать эти аспекты. И тогда люди понимают григорианику.

— Как началось ваше сотрудничество с фондом «Искусство добра»?

— Через сестру Валентину. Мы уже были знакомы и встречались в Вероне ещё до того, как родился фонд. И когда она предложила мне преподавать в Летней академии в Москве, я подумал, что это прекрасный опыт.

— Брат Дженнаро Беккиманци, который также преподает в Летней академии, сам пишет музыку. А вы пишете что-то?

— Да, это юношеские грехи. Наш епископ слышал мою музыку и она понравилась ему. Два года он и некоторые знакомые настаивали, чтобы я записал её. В сентябре выйдет мой диск. Около 20 минут звучания: две органные композиции и два хорала с вариациями. Я включил туда два мотета: один — на три женских голоса, один — на четыре голоса для струнного квартета.

— Поздравляем вас с дебютом и ещё раз желаем всей необходимой благодати в очередную годовщину вашего рукоположения! Спасибо!

Беседовала Анастасия Орлова
Фото: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве