Паломничество для средневекового христианина – не просто путешествие, сопряженное с трудностями и лишениями, но духовный путь, внутреннее восхождение к Богу. Совершались как великие паломничества – в Святую землю или к реликвиям, находящимся в Европе, относящимся к Христу, Богородице или апостолам, – так и малые – к святыням местного значения.
Одним из центров, куда стекались толпы паломников со всей Европы, был монастырь на горе Монсеррат, расположенный в Каталонии, недалеко от Барселоны. Основан он был в IX веке, на рубеже XII-XIII вв. там появилась чудотворная статуя Черной Мадонны, к которой стремились христиане, чтобы принести свои благодарственные молитвы или прошения.
Гостиницы в монастыре не было, поэтому пришедшие располагались прямо в храме, проводили там несколько дней. Они молились, пели, танцевали, спали, разговаривали, ели. Современному человеку это может показаться невероятным, но в Средние века в храмах люди танцевали! Таково свидетельство многих документов того времени.
Паломники – народ разношерстный, среди них были и знатные особы, и простолюдины. Чтобы упорядочить молитвенные бдения, не допустить звучания в храме песен вольного содержания, в конце XIV века был создан кодекс «Llibre Vermell», что переводится как «Красная книга». Название манускрипт получил в конце XIX века, по цвету сделанного для него шелкового переплета.
«Llibre Vermell» – сборник, включающий в себя записи об истории монастыря и побывавших там паломниках, документы Церкви, а также 10 песнопений.
Причина появления музыкального материала объясняет приписка красными чернилами на одном из листов кодекса: «Поскольку случается, что паломники, проводя ночи в церкви Девы Марии Монсерратской, иногда желают петь и танцевать, и даже иногда днем, на церковной площади, где только добродетельные и благочестивые песни могут быть спеты, некоторые подходящие были записаны здесь для этой потребности. И они должны исполняться в почтительной и умеренной манере, чтобы не тревожить тех, кто продолжает молиться».
Большая часть песен написана на универсальном языке средневековой Европы – латыни, лишь «Los set goytx» (баллада «О семи радостях Богородицы») – на каталанском и «Imperayritz de la ciutat joyosa» («Владычица райского града») – на окситанском.
В наши дни многие музыканты предпринимают попытки восстановить музыку Средних веков. Из-за специфики записи того времени существует большое количество интерпретаций. В Петербурге исполнение «Llibre Vermell» – большая редкость.
27 апреля, в 15.00, в Базилике св. Екатерины Александрийской состоится уникальный концерт – свой вариант прочтения древних песнопений представят хор «LITURGICA» и Ансамбль средневековых инструментов. Этот концерт – не сухая безжизненная реконструкция, но живая импровизация на тему средневекового канона, в которой исполнители стараются максимально приблизиться к эстетике тех времен, добавляя толику современного видения.
Подробную информацию о предстоящем событии вы найдете в группе ВКонтакте.