О прошлом и настоящем прихода Рождества Христова в Уссурийске Ольге Хруль рассказала архивист прихода Пресвятой Богородицы во Владивостоке Шапошникова Татьяна Витальевна.
Первый римско-католический приход на территории Дальнего Востока был основан по Указу Императора Александра II 18 февраля 1866 г. в российском городе Николаевске-на-Амуре, тогдашней столице Дальневосточного Генерал-губернаторства. Куратом церкви Амурского края и настоятелем прихода назначен о. Казимир Радзишевский, переведенный на Дальний Восток из Уллского прихода Витебской области. Прихожанами о. Казимира были в основном военнослужащие сухопутных войск и морского экипажа, личный состав которых был представлен поляками, литовцами и украинцами, рекрутированными в западных губерниях Империи.
В 1871 г. императорским указом Генерал-губернаторство и воинские подразделения были переведены из Николаевска-на-Амуре в другие дальневосточные районы. Часть сухопутных войск дислоцировалась в 100 км от Владивостока рядом с небольшим поселением Никольское. Cело было основано в 1866 г. переселенцами Астраханской и Воронежских губерний России, а также выходцами с Украины. Однако с появлением на этих землях военных, Никольское стало быстро превращаться в населенный пункт городского типа. В начале XX века число католиков, включая военнослужащих, составляло около 2000 человек.
В 1891 г. с началом строительства Транссибирской железнодорожной магистрали произошёл решающий перелом в развитии Никольского. В 1898 г. село Никольское преобразовано в город Никольск-Уссурийский, а в окрестностях города сформировался один из крупнейших гарнизонов Приморья.
Поначалу в Никольские гарнизоны, где служили военнослужащие католического вероисповедания, приезжал священник о. Казимир Радзишевский, но не чаще чем 1-2 раз в год. Заезжали военные капелланы, опять-таки не служив здесь постоянно. Литургию совершали на территории гарнизона в служебном помещении. Однако выросшая многократно католическая община уже состояла не только из военнослужащих, но и гражданского сословия – железнодорожников, местной интеллигенции и предпринимателей. В Никольск-Уссурийске было крупное поселение поляков, работающих на Уссурийской железной дороге и на Китайско-Восточной железной дороге. Община могла иметь статус прихода и остро нуждалась в церкви. Если горожане-католики ездили периодически во Владивосток, то военнослужащие довольствовались лишь Литургией в гарнизоне в полевых условиях.
В 1903 г. солдаты, офицеры, а также жители города собрали добровольные пожертвования в сумме 4000 руб. и, обсудив это с приезжим священником, совместно приняли решение о постройке хотя бы самой простой часовни. Часовня была сооружена на окраине города, на земле, принадлежащей военному ведомству. Это был простой прямоугольный сруб из бревен размером 4х6 саженей, по форме своей совершенно не отвечающий церковным канонам и не приспособленный для проведения молебнов для большого количества прихожан.
В 1907 г. часовня была освещена в честь Св. Николая Чудотворца – покровителя воинов и по названию города. Согласно архивным документам, часовню освятил штатный священник Приамурского военного округа о. Станислав Домбровский. На освящении присутствовали: Курат Римско-Католической Церкви Приамурского края о. Пётр Бульвич и недавно прибывший на Дальний Восток о. Станислав Лавринович.
В 1908 г. вновь назначенный Курат Римско-католической Церкви Приамурского края о. Станислав Лавринович направил письмо Генерал-губернатору Приморской области Унтербергеру П.Ф., в котором сообщил, что в гарнизонах Никольск-Уссурийска и его окрестностях есть уже около 3 тысяч католиков-солдат и примерно 500 разночинцев. В связи с этим возникла необходимость переноса деревянной часовни св. Николая Чудотворца в центр города или же строительства новой церкви на городском участке земли.
Эти заботы священника Лавриновича поддержала Могилевская архиепархия в лице архиепископа Апполинария Внуковского, подтвердив письмом, что с её стороны препятствий к переносу часовни нет. После переписки католики города обратились к местным властям с предложением выделить приходу для переноса часовни и строительства нового костёла участок земли в центре города. В конце 1908 г. Городская дума отвела участок земли на территории бывшего кладбища на ул. Пушкинской. Но радоваться католикам пришлось недолго. Оказалось, что, согласно статье Врачебного устава свода законов Российской империи и решению Уголовного кассационного департамента, запрещается возводить строения на бывших кладбищах. Вопрос об отводе другого участка земли под строительство церкви на длительное время повис в воздухе. Мессы для военнослужащих по-прежнему проходили в старой и тесной часовне, а горожане не часто, но ездили во Владивосток.
Только в 1913 г. прихожанин и начальник почтово-телеграфной конторы города Н. К. Марциновский внёс предложение просить у городских властей разрешения на продажу собственного участка земли, чтобы на вырученную сумму приход мог приобрести под строительство церкви другой участок земли. Это предложение не нашло возражений в Городской думе.
С 1915 г. в приходе Никольск-Уссурийска был назначен новый священник каноник Доминик Микшис, которому удалось наконец оживить деятельность прихожан в вопросе постройки костёла. Прежде всего, в том же 1915 г. на общем собрании прихода был создан Строительный комитет, который утвердила Римско-Католическая духовная консистория. В его состав вошли о. Доминик Микшич, городской архитектор Петр Спокойский-Францевич, доктор Юзеф Трипольский, доктор Тадеуш Речиновский, инженер Салович, купцы Феликс Стецкевич, Шидловский, Бальцерзак, Юзефович, архитектор Владислав Линднер, священник о. Станислав Колодзейчик и предприниматель Михал Стецкевич.
Просьба о материальной поддержке Строительного комитета были отправлены в Collegium Могилевской архиепархии и в адрес о. Доминика Микшиса был выслано 500 руб. на постройку костёла. Однако вопросы с земельными участками не решались и естественно строительство не начиналось. Тогда поляк и прихожанин, относящийся к числу самых богатых коммерсантов города, господин Феликс Стецкевич, предложил проводить молебны в его обширном доме и построить костёл на его земле.
Архитектурный план будущего костела разработал Владислав Линднер. 26 мая 1916 г. Феликс Стецкевич в присутствии нотариуса Алексея Чаги, заключил предварительный договор купли-продажи части участка, расположенного на углу улиц Николаевской и Корфовской в Никольске-Уссурийском, с представителем Римско-католического прихода. В середине 1916 г. члены прихода активно приступили к сбору финансовых и материальных ресурсов для строительства церкви. Ян Едликовски, арендатор кирпичного завода, обязался пожертвовать кирпичи, необходимые для возведения церкви. Михал Стецкевич, лесопромышленник, дал обещание пожертвовать древесину. Было решено делегировать представителя для поездки в Хабаровск и встречи с Генерал-губернатором для получения согласия на организацию лотерей, концертов и прочих мероприятий.
Строительство началось в 1916 г. на участке земли, принадлежащем Феликсу Стецкевичу. Руководство всеми вопросами по строительству церкви полностью перешла от Строительного комитета в руки купца. Появление нового священника было встречено с неприкрытым недовольством. Диктовались условия строительства и даже условия проведения Мессы в доме Стецкевича. Не дождавшись поддержки Курата Лавриновича и прослужив только 2 месяца, священник Доминик Микшис покинул приход, уйдя на преподавательскую работу в учебные заведения города. Строительство церкви было законсервировано.
В 1918 г. г-н Стецкевич без согласия Польского общества и Комитета по постройке костёла очень энергично приступил к продолжению строительства ранее законсервированного костёла. Активность была вынужденной, ведь советская власть, установившаяся в Приморском крае, могла национализировать любую буржуазную собственность. Надо было срочно вкладывать свои капиталы в недвижимость. В это время к власти в Сибири и на Дальнем Востоке пришёл Верховный правитель России Колчак. Он назначил выборы в органы местного самоуправления, и этим воспользовался Стецкевич, который стал кандидатом в гласные от партии Народной Свободы.
Это было время, когда польская община в Никольск-Уссурийске достигла вершины процветания. В 1918 г. в Никольск Уссурийске поляками была основана общественная организация Дом Польский, занимающаяся политической и светской деятельностью. Кроме того, Дом Польский оказывал помощь полякам в решении многих вопросов, в частности, в выдаче национальных паспортов для выезда в Польшу. В том же году создан скаутский отряд им. Адама Мицкевича для детей и подростков. Однако польской школы в городе не было. Среди скаутов были польские дети, которые совершенно не знали языка своей родины, поэтому для них были организованы бесплатные уроки польского языка, которые проводил учитель местной школы Владислав Раппе. Основные расходы скаутов оплачивал местный Дом Польский.
Общественные организации поляков вполне процветали вплоть до середины 20-х годов. Что нельзя было сказать о деятельности католического прихода. В приходе продолжались распри между прихожанами и вновь назначенным священником. С 1916 по 1917 гг. в приходе не было священника, за исключением иногда заезжающего военного капеллана. Эти споры и кляузы заставили уже следующего священника Станислава Колодзейчика также покинуть приход и привели, в конце концов, к прекращению богослужений и остановке строительства костёла. В приходе не стало постоянного священника, не считая редких пастырских приездов служившего на Сахалине о. Владислава Миржвинского.
В сложившейся ситуации, крайне важно было восстановить и возглавить приход, поскольку в городе оставалась многочисленная польская община, а также заняться продолжением строительства костёла. В 1918 г. в Никольск-Уссурийск был назначен новый священник Юлиан Брыллик. Он прежде всего, нанял большой просторный дом, где устроил небольшой молитвенный зал и часовню, а также свою квартиру, чтобы не попадать в зависимость от какой-либо персоны.
В 1919-21-х годах в Никольск-Уссурийске стояли части передвигавшихся к Владивостоку военнопленных Первой мировой войны. Среди военнопленных было два католических священника – немец отец Шорр из Мюнхена и поляк отец Котыс из Пшемысла. Священник о. Юлиан Бриллик часто ездил по окрестным городам, навещая католиков. Во время его поездок в часовне богослужения проводил французский священник отец Кадарс – военный капеллан колониальных войск в Корее.
Нахождение военнопленных в городе – особая тема. Тысячи военнопленных стояли, ожидая отправки на родину. Среди пленных царил страшный голод, каждый день умирали десятки и даже сотни. Для них было устроено особое кладбище, где за 3 года было погребено около 10 тысяч человек. В настоящее время кладбище утрачено, но ведутся поиски захоронений представителями европейских стран.
Отец Юлианн Бриллик приглашал иностранных священников на Мессы, умерших пленных отпевал на кладбище. В ответ получал помощь. В приходском хоре пели бывшие солисты Венского и Венгерского оперных театров, исполняя во время молебна сложные религиозные песнопения. Пленные ремесленники изготовили для часовни алтарь. Дворянину из Галиции Адаму Ветштейну разрешили помогать священнику, и два года он участвовал в богослужениях, в погребениях, готовил пищу, убирал квартиру и часовню, стирал, стоял в жару и мороз в бесконечных очередях, чтобы купить булку хлеба.
В 1921 г. перед приходом советской власти началась эмиграция польского населения города в Харбин или – через Владивосток – в Америку и Польшу. Священник о. Юлианн Бриллик получил заграничный паспорт и визы пяти консулов. Через Харбин, Корею и Японию отбыл на пароходе в Америку. Уехал и коммерсант Стецкевич.
В июне 1921 г. в Никольск-Уссурийск прибыл Апостольский Посланник архиепископ де Гебриант (Jean-Baptiste-Marie de Guebriant), делегированный Святым Престолом для визитации приходов России. Все детали строительства костёла зафиксированы в его дневниковых записях (Mgr de Guebriant. Archevegue de Marcianopolis, Paris). Архиепископ старательно описал церковь, отметив, что снаружи здание, сложено из красного кирпича в псевдоготическом стиле, а внутри оно украшено многочисленными, ещё незавершенными архитектурными деталями. К сожалению, это описание Никольского костёла единственное письменное свидетельство о его существовании.
С 1924 по 1930 гг. костёл стоял без надзора, поэтому была уничтожена колокольня над входом, а внутри содраны со стен все архитектурные украшения. В 1931 г. здание по распоряжению Горсовета перешло в собственность города и некоторое время использовалось как клуб, магазин и склад, а затем было снесено. Сейчас на его месте находится автозаправка и гостиница «Оазис» (ул. Краснознаменная, 162).
Возрождение прихода в наше время
Новая история уссурийского прихода началась с 1999 г. Тогда на объявление настоятеля владивостокского прихода о. Мирона Эффинга в городских СМИ откликнулось около 20 католиков, проживающих в Уссурийске и в окрестных сёлах – Корсаковке, Борисовке, Покровке, Заречном. Это были уже крещенные католики – поляки, украинцы, прибалтийцы, немцы. Первое собрание состоялось 3 января 2000 г. Один раз в месяц собрания католиков проходили в здании центральной городской библиотеки на улице Чичерина.
5 июля 2000 г. приход был зарегистрирован Апостольской Администратурой Восточной Сибири (епископ Ежи Мазур) под воззванием Рождества Христова и вошёл во Владивостокский деканат. Настоятелем назначен о. Мирон Эффинг. Это единственный приход деканата, который не использовал свое историческое название. Отец Мирон приложил немало сил и времени по поискам католиков исторического прихода, чтобы через годы безверья они вновь обрели веру, смогли посещать открывшийся приход. К сожалению, прихожане исторического прихода не откликнулись. Но приход стали посещать пожилые католики, крещённые на западе России. Они делились своей верой с молодёжью, привели детей и внуков. А это значило, что возрождённый приход имел будущее. Одной из старейших прихожанок была Жойдик Мария Викторовна. Мессы также стали проходить в сёлах Покровке и Заречном в домах католиков.
С 2001 г. в приходе стали служить монахи из Ордена братьев меньших св. Франциска Ассизского. Первыми приехали в Уссурийск бр. Доминик и бр. Петр из Южной Кореи. В 2001 г. приход Рождества Христова был зарегистрирован в органах юстиции г. Уссурийска. Настоятелем прихода в 2002 г. назначен о. Христиан Лобановский. Приехали на служение сестры-монахини Святого Павла из Шартра. Была приобретена квартира по ул. Маяковского, в которой 27 апреля 2003 г. Его Преосвященством епископом Кириллом Климовичем освящена часовня.
В 2003 г. в Уссурийск вернулся уже священником и назначен настоятелем прихода о. Доминик из Южной Кореи, который получил благословение Папы Иоанна Павла II на служение и благотворительную деятельность. С его именем связано начало активной социальной работы в приходе.
Католическую общину Уссурийска нельзя привязать к какой-то определенной национальности – она многонациональна. Здесь есть русские, корейцы, китайцы и армяне. На Мессы собираются от 30 до 50 человек. Некоторые приезжают из близлежащих сел. При содействии Администрации города Уссурийска в 2005 г. был выделен земельный участок по ул. Пушкинской 5а и подготовлен проект приходского дома. Поначалу здание строилось не столько как церковь, сколько как приют для бездомных. Священники-францисканцы сильно ориентированы на помощь нуждающимся. Приходской дом был освящен 4 октября 2007 года епископом Кириллом Климовичем. В 3-х этажном доме на втором этаже выделено место под часовню Рождества Христова, третий этаж рассчитан на жилые помещения и офисы, а на первом открыт приют для бездомных «Тау». В приюте созданы все необходимые условия для пребывания и реабилитации нуждающихся – комнаты для ночлега, душевые, столовая, небольшая библиотека и мастерские.
В скором времени приют стал известен в городе. Тысячи нуждающихся обрели здесь помощь и поддержку – кто-то вернулся к нормальной жизни в семьи, кто-то получил направление в дома-интернаты, многим помогли восстановить документы и оформить инвалидность. В приходе реализуются и другие социальные программы: «Социальная столовая» для малоимущих пенсионеров и инвалидов; ежегодный фестиваль-конкурс для людей с ограниченными возможностями «Осень надежд с Тау», проекты для школьников и детей-инвалидов «После школы». Помощь приюту оказывают административные органы Уссурийска, медицинские учреждения, предприниматели и просто жители города.
Когда Папа Франциск объявил Год Милосердия в 2016 году, епископ Кирилл Климович назначил Юбилейной Церковью часовню католического прихода Рождества Христова в Уссурийске. А Благотворительный Центр «Тау» стал открытыми воротами, через которые Бог обнимает человека, нуждающегося в помощи. Он ему посылает свое Милосердие через ночлег, питание, медицинскую и социальную помощь. Для бездомного это благодать Божьего Милосердия.
В 2012 г. настоятелем прихода назначен о. Рафаил Невольник, в 2014 – о . Джон Гиббонс, в 2016 – о. Киприан Вишневский. Несмотря на то, что приход небольшой, это дружная и многонациональная семья, объединенная верой и милосердием. Особое внимание уделяется детям и молодёжи, поскольку это будущее прихода. Каждый месяц молодые католики из городов Владивостока, Уссурийска, Арсеньева собираются для участия в духовных встречах. В 2016 г. молодые прихожане вместе с о. Киприаном приняли участие во Всемирном Дне Молодежи в Польше, на котором присутствовал Папа Франциск. Для взрослых прихожан было организовано в 2018 г. паломничество в Польшу. По инициативе Декана о. Мирона, в течение многих лет проводится Международная Молодежная Католическая Конференция, объединяющая молодежь всего дальневосточного региона. Уже много лет в ней принимают участие и католики молодежного движения США «Фокус». Несколько лет уссурийский приход был местом встречи интернациональной молодёжи. Для детей и их родителей ежегодно проводились летние приходские соборы на морском побережье или на озере Ханка.
С 2018 г. в уссурийском приходе служит о. Грациан Пиотровский. Приход стал местом межконфессиональных духовных встреч. Группа «Матери в молитве» вместе с православными монахинями молятся за своих детей, родителей и близких, делятся друг с другом полученными ответами на свои молитвы и общаются на духовные темы. Регулярно проходит духовный семинар «Виноградник Рахили» для женщин и мужчин, переживших боль потери не рождённого ребенка и врачей, совершавших эти процедуры.
К уссурийскому приходу относятся католики Октябрьского района Приморского края. Сейчас в селе Покровка проживает шесть католических семей с общей численностью прихожан 12-15 человек. И хотя Мессы там уже не проводятся, но прихожане приезжают на все праздники в Уссурийск. Много лет не остается без внимания священников католическая семья, проживающая в с. Лубянка. Каждое воскресенье отец служит Мессу у них дома.
Хотя уссурийский приход небольшой, но это община с христианским духом и подлинными единомышленниками, объединёнными верой.
Настоятели прихода:
Временные Римско-Католические капелланы для войск Приамурского военного округа 1880-1904 гг.
Штатные Римско-Католические капелланы для войск Приамурского военного округа:
о. Пётр Янукович 1904-1905 гг.
о. Станислав Домбровский 1905-1907 гг.
о. Болеслав Янович,
о. Иоанн Дыриялло 1907-1911 гг.
о. Владислав Миржвинский 1912-1914 гг., 1917 г.
о. Доминик Микшис 1915-1917 гг.
Священники:
о. Станислав Колодзейчик 1917 г.
о. Юлиан Брыллик 1917-1921 гг.
о. Мирон Эффинг 2001-2002 гг.
о. Христиан Лобановский 2002 г.
о. Доминик Ким 2003-2012 гг.
о. Рафаил Невольник 2012-2014 гг.
о. Джон Гиббонс 2014-2016 гг.
о. Киприан Вишневский 2016-2018 гг.
о. Грациан Пиотровский c 2018 г. по настоящее время
Контакты:
Местная религиозная организация «Приход Рождества Христова Римско-Католической Церкви в г. Уссурийск»
692512, г. Уссурийск, Приморский край,
ул. Пушкина, 5А,
конт. +7(4234)344248
Настоятель о. Грациан Пиотровский: [email protected]
Счет для пожертвований:
ИНН 2511040222
ОГРН 1032500001852
КПП 251101001
БАНК
ОАО «Дальневосточный банк» в г. Владивосток
Р/счёт 40703810100229000001
Бик 040507705
К/счёт 30101810900000000705
Наименование перечислений «Пожертвование за благотворительную деятельность»
Материал подготовила Ольга Хруль
Фотографии предоставлены Татьяной Витальевной Шапошниковой