Произведение искусства должно быть
средством для приближения к недостижимому.
Жорж Дюби
Цистерцианский монашеский орден в основе своей имеет бенедиктинские корни. Поэтому, как духовность, так и архитектурная составляющая цистерцианских аббатств восходит именно к бенедиктинскому ордену. Глава 66 Устава ордена бенедиктинцев гласит: «Монастырь должен быть устроен так, чтобы в нем было все необходимое. А именно — вода, мельница, огород, помещения, предназначенные для разного рода ремесленной деятельности. Чтобы никакие хозяйственные нужды не давали монахам повода удаляться за стены обители, поскольку это не идет на пользу их душам».
Любая попытка реконструировать архитектурный облик первой обители западного католического монашества представляет собой весьма трудную задачу из-за недостатка фактических данных и каких-либо достаточно подробных описаний. Не осталось следов от первоначальной постройки аббатства Монтекассино (Лацио, Италия), основанного святым Бенедиктом в 530 году.
Первые реальные свидетельства и документы относятся к эпохе Каролингов (конец VIII — начало IX веков), когда при Карле Великом монашеское движение бенедиктинцев получает мощный импульс для развития и начинает играть важнейшую роль в реорганизации культурной и общественной жизни.
Однако следует учитывать тот факт, что IX век, ввиду вторжения норманнов, отмечен лишь организационным и духовным переломом в жизни бенедиктинского ордена. Развитие архитектуры и строительства начинается лишь в первом десятилетии X века вместе с созданием бенедиктинского аббатства Клюни в Бургундии (Франция). Аббатство Клюни перестраивалось три раза. О первой постройке нам известно мало. А вот о второй (993 — 1048 г.г.) и третьей (1077 — 1086 г.г.) мы имеем достаточно полное представление.
По мнению французского исследователя Мориса Эшапассе (Eschapasse M., L’architecture Benedictineen Europe, Paris, 1963), в основу архитектурной структуры монастырского комплекса изначально была положена модель римской виллы. В частности, монастырский дворик — клуатр — напоминает перистиль (открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окруженное с четырех сторон крытой колоннадой), распространенный элемент древнегреческой и древнеримской архитектуры. Клуатр выполняет функцию, аналогичную назначению перистиля. Иными словами, отдельные помещения располагаются так, чтобы соблюдалась их приватность при сохранении общего единства, но при этом одновременно реализуется принцип изолированности от внешнего мира.
План аббатства Клюни, несмотря на свою определенную сложность и в некотором роде затейливость, лег в основу значительного числа монастырей, которые строились в то время во Франции, Германии и Англии.
Простота и большая рациональность появляются с возникновением ордена цистерцианцев в XII веке.
В X веке упадок монашества, вызванный обогащением монастырей и получением монахами высоких церковных и государственных должностей, привел к подмене духовных устремлений погоней за земными благами. Бенедиктинские монастыри утрачивали главное свое предназначение – быть обителью нравственного идеала, где бы процветали смирение и самоотвержение.
Цистерцианский орден в каком-то смысле возрождает идеал монашеской жизни святого Бенедикта и его идею сочетать подлинную утонченную духовность и деятельную жизнь. Строгость правил цистерцианцев не могла не отразиться на планировке монастырей. Единообразие в расположении построек монастыря распространяется не только на зону затворническую, но и на весь монастырский комплекс в целом. И в этом случае мы можем говорить о выработанной цистерцианцами «идеальной планировке» монастыря, где все соответствовало нуждам и требованиям жизни и в то же время способствовало следованию пути духовного развития.
Для того, чтобы познакомиться со структурой цистерцианского монастыря, обратимся к типичному плану аббатства, описанному французским историком искусства Ансельмом Димьером (Dimier A., Recueil de plans d’églises cisterciennes, Paris, Librairie d’art ancien et moderne, 1949–1967).
A. Церковь
B. Ризница
C. Хранилище книг, рукописей и церковной утвари
D. Зал капитула
E. Лестница, ведущая в спальни
F. Коридор для бесед, используемый в качестве прохода из клуатра в сад
G. Зал монахов
H. Калефакторий (обогреваемое помещение)
I. Трапезная монахов
J. Кухня
K. Трапезная конверзов (светских братьев)
L. Коридор
M. Зал конверзов
N. Коридор для конверзов
O. Клуатр
P. Чаша для омовения рук
- Пресвитерий
- Врата мертвых
- Лестница, ведущая в спальни
- Вход для монахов
- Хоры монахов
- Скамьи для больных
- Хоры конверзов
- Вход для конверзов
- Притвор
- Пюпитр для чтения в трапезной
- Окно для передачи блюд
Новой характерной особенностью цистерцианской архитектуры было не столько создание иной формулы организации архитектурного пространства и новых конструктивных элементов. Цистерцианская архитектура вполне укладывается в схемы строительства культовых сооружений того времени во Франции, Германии, Италии, и в общих чертах не выходит за рамки традиционной архитектуры монастырей в целом. Новым в архитектуре цистерцианства была как раз абсолютная строгость, с которой бенедиктинская идея монастыря как образцового «города Бога» претворялась в архитектурную форму, освобожденную от всего лишнего и несущественного, выраженную простыми объемами и стремительной динамикой линий. Каждая конструкция таким образом становилась явленной в камне идеей, символом, непосредственным выражением сущности веры и устремленности к Богу. В этом заключалась жизненная сила цистерцианской архитектуры, послужившей, как считается, основой для расцвета архитектуры готики, феерически завершившей собой период развития архитектуры западного Средневековья.
Очень часто в искусствоведческой литературе цистерцианцам отводится роль первооткрывателей и провозвестников готического стиля. Подобные выводы вполне объяснимы тем совпадением, когда, с одной стороны, происходило стремительное распространение цистерцианства и преумножение цистерцианских монастырей (в конце XIII века в Европе насчитывалось уже около 500 цистерцианских обителей), а с другой стороны, начинался радикальный переход от романской архитектуры к готике. К этому времени строители изобрели новый способ распределения нагрузки, стали использовать нервюрный крестовый свод и стрельчатые арки. Это позволяло облегчать конструкцию за счет перераспределения нагрузок, объединять внутреннее пространство в одно целое, увеличивать высоту здания и его освещенность. Стрельчатая арка при этом выражала идею устремленности храма ввысь.
Однако сам по себе готический стиль не был концептуальным решением цистерцианского ордена. Речь идет о родстве и коренной близости базового принципа цистерцианской архитектуры и готического стиля, нашедшего свое яркое проявление в знаменитых готических соборах региона Иль де Франс. Имеется в виду общность основного формообразующего элемента — диалога между конструкцией и внутренним пространством, когда основой эстетики становится архитектоника несущих элементов.
Но у цистерцианской архитектуры была своя отличительная особенность, которая позволяет считать ее особым стилем архитектуры Средневековья. Исследование первых построек цистерцианских монастырей демонстрирует тот факт, что речь шла в первую очередь о воплощении в камне грандиозной по своей сути идеи создания «города Бога» наиболее простыми и доступными средствами.
В основе цистерцианской архитектуры, имевшей тенденцию претворять объемы в образы и символы, лежало сохранение конструктивной и смысловой значимости всех форм, четкая структуризация архитектурных модулей и тщательная сбалансированность пропорций. Непритязательность с упрощением и сведением к минимуму всех лишних, не отвечающих основной задаче деталей, облегчало строительство и уменьшало стоимость постройки.
Для понимания идеи цистерцианской архитектуры чрезвычайно важен трактат идеолога ордена цистерцианцев святого Бернарда Клервоского, написанный в 1125 году, — «Апология к Гиллельму, аббату Сен Тьерийскому». В нем он обвиняет клюнийцев в отступлении от устава святого Бенедикта, упрекает в невоздержанности в еде и одежде, язвительно критикует пышность построек, величие и роскошь церквей. «Чрезмерная высота, непомерные размеры, невероятный размах церквей, дорогостоящее убранство, потрясающие росписи лишь отвлекают внимание молящихся и препятствуют благочестию», — писал Бернард Клервоский. Следует уточнить, что Бернард вовсе не был противником искусства, его критика была направлена только в адрес монастырей. По его мнению, благочестие монахов должно формироваться созерцанием, отрешенностью от всяческих внешних побуждений. Главными в архитектуре монастырей, согласно Бернарду Клервоскому, являются свет, происходящий от Бога, и гармония, выраженная в безукоризненно правильной соразмерности элементов.
Генеральный Капитул ордена цистерцианцев в 1134 году наложил запрет на использование в монастырях витражей с изображениями, декоративной скульптуры, фресок, орнаментальных напольных покрытий, роскошной утвари и дорогостоящего убранства. Эти весьма строгие нормы ограничивали возможность самовыражения строителей, и все постройки цистерцианцев, созданные в XII-XIII веках, отличает суровая простота, которая и является самой яркой, самобытной и узнаваемой чертой искусства цистерцианцев. Вспомним целый ряд цистерцианских монастырей: Фонтене, Сенанк, Сильвакан во Франции; Тинтерн, Риволкс в Англии; Меллифонтское аббатство в Ирландии; Мореруэла в Испании; Эбербах в Германии; Сан Гальгано, Казамари, Фоссанова в Италии. Монахи-цистерцианцы таким образом заложили основы нового стиля в архитектуре, типичного для всех цистерцианских монастырей. Характерные особенности построек, выполненных в этом стиле, и составляют суть, которую подразумевает под собой понятие цистерцианской архитектуры.
Торжественная простота объемов, ясность контуров, отсутствие декора — основные признаки цистерцианской архитектуры. Архитектоника конструкций, естественный цвет камня, игра света и тени — составляющие элементы ее эстетики. Аскетизм и строгость — ее философия. Молитва и духовное созерцание — предлагаемый ею путь к свету.
Фотографии: Алексей Краутер, Георгий Краутер
Список использованной литературы:
Duby G., San Bernardo e l’arte cistercense, Einaudi, Torino, 1982
Lekai L.J., I Cistercensi. Ideali e realtà, Certosa di Pavia. 1989
Polselli A. Abbazia di Fossanova, D’Arco Edizioni, Formia, 2008
Romanini A.M., Architettura monastica Occidentale, Roma, 1974
www.cistercensi.info