Для того, чтобы в Католической Церкви мог применяться единый подход к рассмотрению случаев сексуальных домогательств со стороны церковнослужителей, Ватикан выпустил новое руководство, описывающее процедуры, которым необходимо следовать, если рукоположенного священнослужителя обвиняют в сексуальных домогательствах к несовершеннолетним.
Запрос на такое руководство был сформулирован на всемирном саммите по защите несовершеннолетних, который состоялся в Ватикане 21-24 февраля 2019 года и собрал вместе глав епископских конференций со всего мира. Одна из целей этой встречи состояла в том, чтобы развеять заблуждение, будто сексуальные злоупотребления – это проблема в основном Запада, а также познакомить всех епископов с наиболее успешным опытом, поскольку в области защиты несовершеннолетних некоторые страны продвинулись вперёд гораздо дальше остальных. Чтобы задать рамки и направление обсуждения во время саммита, Папа Франциск обнародовал список из 21 пункта, которые нужно обдумать. Одним из этих пунктов значилась разработка «практического руководства, определяющего те шаги, которые должны предпринять представители церковных властей в случае возникновения проблемы».
В заявлении, опубликованном 16 июля вместе с новым vademecum, кардинал Луис Ладария (Luis Ladaria), глава Ватиканской Конгрегации вероучения, заверил, что многие епископы и главы монашеских общин просили об этом документе, поскольку им необходим инструмент, которым можно воспользоваться, если предъявлены обвинения в сексуальных злоупотреблениях.
«Современная история свидетельствует о повышенном внимании Церкви к этому бедствию», — утверждает кардинал Ладария. «Ответ Церкви не может ограничиваться судебными разбирательствами, но они необходимы для того, чтобы прийти к пониманию подлинных фактов», — продолжает он. «Это сложный путь, который ведёт в дремучий лес норм и процедур, попав в который, ординарии и настоятели иногда не знают, куда двигаться дальше», — сетует он, называя документ «‘руководством по эксплуатации’, предназначенным помочь любому, кому приходится разбираться с конкретным случаем с начала и до конца, т.е. от первого сообщения о возможном преступлении до окончательного заключения по делу».
Адресованное епископам, ординариям, настоятелям монашеских общин и профессиональным юристам, чтобы помочь им расследовать и принимать решения о случаях сексуального домогательства со стороны священнослужителей, новое руководство описывает, что представляет собой преступление сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, какие шаги следует предпринять, если такое обвинение выдвинуто, как можно провести предварительное расследование, какова роль Конгрегации вероучения и какие наказания могут последовать, а также каковы процедуры апелляции со стороны обвиняемого в преступлении.
В руководстве уточняется, что в Ватиканских текстах, посвящённых сексуальному насилию со стороны церковнослужителей, термин «несовершеннолетние» используется в общем смысле и не делается различия между педофилией и иными видами насилия, такими как эфебофилия, обозначающая нарушение сексуальной неприкосновенности подростков на этапе полового созревания.
Руководство учитывает последние изменения, сделанные в каноническом праве, включая принятое Папой Франциском в декабре 2019 года решение не применять «папскую тайну» ( «Папская тайна» — кодекс конфиденциальности, который в соответствии с каноническим правом может применяться в делах, требующих особой конфиденциальности – прим. пер.) в случаях сексуального насилия со стороны священнослужителей, и увеличение того возраста, по отношению к которому применяется понятие детская порнография, с 14 до 18 лет.
Относительно случаев анонимного обвинения руководство определяет, что анонимность обвинителя «не должна автоматически приводить к заключению, что сообщение является ложным», но подчёркивает, что «к такому типу информации следует подходить с великой осторожностью, и поощрять анонимные сообщения определённо не следует».
То же самое относится к обвинениям, которые по каким-либо причинам выглядят сомнительно: «не рекомендуется отвергать их a priori», говорит руководство, добавляя, что даже если обвинение «расплывчатое и неясное, оно должно быть соответствующим образом оценено, и в пределах разумного ему нужно уделить всё возможное внимание».
Если о домогательствах стало известно во время исповеди, священникам следует попытаться убедить исповедующегося «сообщить эту информацию иным способом, чтобы дать возможность соответствующим должностным лицам предпринять необходимые действия».
Руководство также утверждает, что обвинение может быть отклонено только из-за отсутствия «правдоподобия», если по какой-либо причине дело не может быть расследовано в соответствии с каноническим правом, например, если обнаружилось, что обвиняемый не был священником в то время, когда преступление якобы имело место, или если предполагаемая жертва не была несовершеннолетней, или если общеизвестно, что обвинённое лицо не могло присутствовать, когда домогательство, как утверждается, имело место.
Отмечено также, что в любой момент после предъявления обвинений, обвинённая сторона имеет право подать прошение об освобождении от всех обязательств посвящения, включая целибат и любые принесённые обеты.
Если обвинённая сторона теряет свой статус духовного лица, как через прошение о диспенсации, так и из-за наказания во время предварительного расследования, епископ, который ведёт дело, должен оценить, следует ли продолжать расследование «ради пастырского милосердия и требований справедливости в отношении предполагаемой жертвы».
В вопросе о том, должен ли священник утратить свой статус духовного лица, когда уже начался уголовный процесс, руководство оговаривает возможность, что он может сохраняться, «если нет другой причины, помимо определения меры ответственности за возможный деликт противоправное действие частного характера, порождающее у пострадавшего заинтересованность наказать обидчика и (или) возместить понесённый ущерб, не представляющее, в отличие от преступления, значимой общественной опасности, — прим. пер.) и наложения возможных взысканий».
В руководстве подчёркивается, что его содержание не «заменяет подготовки специалистов по каноническому праву, особенно в том, что касается наказаний и процедурных вопросов», и что «только знание закона и его целей может обеспечить подлинное служение истине и справедливости, к которому нужно особенно стремиться там, где дело касается graviora delicta («тяжких преступлений», лат.), из-за серьёзности, болезненности и глубины тех ран, которые они наносят общине Церкви».
Иезуит о. Ганс Цолльнер, глава Центра защиты детей при Григорианском Папском университете и член Папской комиссии по защите несовершеннолетних, отметил, что «необходимо следовать» законодательству соответствующей страны, однако, появление нового руководства означает, что «в руках у руководителей Церкви всех стран теперь есть практический документ, на который можно опереться. Это позволяет им последовательно применять церковные нормы, когда приходится иметь дело с заявлениями о применении сексуального насилия по отношению к несовершеннолетним», — рассказал он корреспонденту Crux.
«Запрос на этот документ возник на саммите 2019 года, и выпущенное руководство учитывает все изменения, которые произошли в каноническом праве с тех пор. Это ещё один шаг вперёд в том, что касается правового аспекта проблемы, и он поможет изменить культуру в сторону большей ответственности, подотчётности и прозрачности и в сторону большей справедливости в отношении всех вовлечённых сторон», — добавил он.
Элиза Энн Аллен
Источник (англ.): Crux
Перевод: Наталья Проскурина
Фото: Ahmed Jadallah/Reuters via CNS