Что значит «жить», и как «жить», если вы не стареете и заморожены в молодости? В то время, когда большинство наших современников очарованы идеей вечной молодости, избегают и пугаются старости, фильм «Век Адалин» (The Age of Adaline, реж. Ли Толанд Кригер) совершенно ненавязчиво задает нам ряд очень глубоких вопросов и размышляет над пониманием и принятием времени в нашей повседневной жизни.
Сюжет фильма невероятно прост: «Век Адалин» рассказывает историю любви между Эллисом Джонсоном и Адалин Боуман, красивой и таинственной женщиной, женщиной, проживающей в тайне, и окутанной тайной. В силу ряда природных явлений (в этой последовательности событий нет ничего ни мистического ни сверхъестественного) Адалин Боуман обнаруживает, что она остается неизменно молодой, что она не в состоянии стареть, и она навсегда застывает в возрасте двадцати девяти лет, несмотря на то, что ей уже сто семь. То, что некоторые из нас увидели бы и приняли как благословение, Адалин переживает как глубокое несчастье.
Сия «постоянная» молодость оказывается не в состоянии строить отношения во времени, или, как мы говорим сегодня, длительные отношения. Почему? Потому, что ни Адалин, ни окружающие ее люди, не в состоянии понять, что происходит с молодой женщиной. Но одно можно сказать наверняка: невозможно не заметить, что она не стареет.
Страх пред тайной
Это странное явление — неизменяющаяся молодость Адалин — пугает всех: Адалин не понимает, что с ней происходит, и боится саму себя. Чтобы рассеять и побороть страх, ей потребуется некоторое время; окружению Адалин также невероятно страшно, потому что мы можем предположить, что Адалин больше не человек, а какой-то монстр, и это чудовище может восстать против нас.
Каждый из нас является тайной. Именно эту очень простую, но необыкновенно глубокую истину и рассказывает история Адалин Боуман. И, также как Адалин, многие из нас выбирают путь постоянного бегства, испытывая страх перед другими, или думая, что наши ближние нам абсолютно не доверяют и нас боятся. В этом случае наша жизнь может стать длинным путем скитаний. Но в то же время, каждый из нас является носителем желания любить и быть любимым. Каждый из нас надеется, как писал Данте, на «любовь, что движет солнце и светила», или, как говорит Песнь Песней «любовь сильна, как смерть «.
Мечта о любви
Мы все мечтаем о любви, о любви, которую ничто не сможет погасить. Сия Любовь приглашает нас к длительным отношениям верности, отношениям в течение долгого времени. И именно в ситуации надежды или явления таковой любви перед нами, как и перед Адалин Боуман встает вопрос: как понять и жить отношениями любви, преданности и верности, как жить приверженностью во времени, когда это самое время ускользает от нас?
Смотря фильм мы понимаем, что это невозможно для Адалин, потому что она не стареет. Для нас это немыслимо трудно либо потому, что мы все время думаем о будущем, либо потому что нам, как мы говорим, не хватает времени или потому, что мы теряем время. Но во всех этих случаях время остается для нас необычайно трудно-принимаемой реальностью, явлением, которое очень трудно приручить.
Иногда мы увещеваем и успокаиваем себя мыслью — благим намерением, так сказать, — что если бы у нас было огромное количество времени, нам стало бы гораздо легче жить и строить отношения с окружающими нас людьми: отношения любви, дружбы, и не только, но и отношения с родителями или на работе. Эта мысль – иллюзия, и именно об этом нам и напоминает история Адалин Боуман.
Нужно не просто иметь много времени (это может превратиться в вечный кошмар, в котором человеческое сердце может отказаться и освободиться от ответственности и обязанностей по отношению ко всем и ко всему, и особенно к ближнему). Нужно с огромным уважением и вниманием относиться ко времени, которое у нас есть (в независимости оттого, много его у нас или мало, не хватает ли нам его, или мы потеряли определенную его часть) и жить в истине, полноценно присутствуя в «настоящий» момент нашей жизни.
Течение времени
Мы должны считаться со временем, и оно не должно нас пугать. Мы не можем либо постоянно убаюкивать себя иллюзией, что время само по себе, простым своим течением разрешит все проблемы нашей жизни. Потому что именно детали нашей жизни, детали, за которые отвечаем мы, а не время само по себе, и являют миру нашу человечность. Именно эту мысль выражает Адалин Боуман, когда она говорит: «То, что предает (выдает) нас, это всегда деталь!»
Мы несем в нашей плоти детали нашей собственной истории, которые могут быть напоминанием самых сложных и болезненных времен нашего существования, но которые также являются составляющими красоты нашей жизни.
Адалин Боуман в фильме встречается лицом к лицу со своей собственной историей и она призывает нас участвовать в нашей истории во времени и его длительности. Именно это и требуется от каждого из нас. Это «трудное» решение, которое также требует доверия и поощрения наших ближних.
Пример отца Эллиса помогает нам понять и принять эту истину, истину такую простую и трудную одновременно. «Лицом к лицу» с самим собой, с другими людьми и, для верующих, «лицом к лицу» с Богом никогда не должно нас пугать, ни ввергать нас на путь отчаяния. Это не обрекает нас ни на потерю самих себя, ни на обезличивание нашей личной истории. История Адалин приглашает нас обратить все наше существо к трансцендентальному, к тому, что не укладывается в рамки нашего обыденного понимания, при этом не преувеличивая нашей значимости, но и не преуменьшая ни себя, ни наших ближних, ни Бога, сводя все к обыденным клише и стереотипам.
Принятие и погружение в Тайну
Фильм Ли Толанда Кригера привел меня к следующей мысли: вопрос не в том, что я чувствую по отношению к себе, к другим или даже к Богу; проблема не в том, верю ли я в себя, в ближних, или даже в Бога. То, что действительно важно, так это принятие тайны себя, тайны других и тайны Бога, и самое главное, заключается в том, способен ли я спросить самого себя: «как жить с этой тайной?», «что делать?», «что делать с моей жизнью?»
Фильм «Век Адалин» приглашает нас всегда серьезно относиться ко времени такому, какое оно нам дано, никогда не отчаиваться и вступить на путь диалога, глубокого и глубинного общения с самим собой, с другими людьми и, конечно же, с Богом!
Как говорит сама Адалин, «любить – это стареть вместе!»
Вместе с самим собой, с другими людьми, и, конечно, с Богом! Это, наверное, и есть единственно истинный путь жить не в постоянном раздражении, а в благословенной и благодатной вечности.