Жития святых принадлежат к числу излюбленных тем эпохи Возрождения. А к сюжету битвы святого Георгия и дракона, часто встречающегося в истории мирового искусства, обращались с различными интерпретациями Карпаччо, Рафаэль, Тинторетто и многие другие художники. Но картина Паоло Уччелло, по мнению многих историков искусств, является одной из самых совершенных версий. В день памяти святого Георгия над ней предлагает поразмышлять Ирина Цыбина.
Картина «Святой Георгий и дракон» Паоло Уччелло, считается самой загадочной его работой. На ее написание художника вдохновил эпизод «Золотой легенды» — агиографического сборника, памятника латинской литературы XIII в., который представляет собой жития католических святых, упорядоченные по дням церковного календаря, составленного Джакоппо де Варацци — итальянским монахом-доминиканцем.
В «Золотой легенде» рассказывается, что вблизи города Селена, в большом, как море, озере, поселился дракон. Когда дракон приближался к городским стенам, жители Селены умирали от его гнилого дыхания. Остановить жестокость уродливого дракона могла только жертва — каждый день горожане вынуждены были отдавать одну овцу и одного юношу или девушку, выбираемых по жребию. Но в один из таких ужасных дней жребий выпал дочери царя.
Царю пришлось смириться со злой судьбой: благословив дочь он отправляет ее, одетую в царские одежды, к озеру, где обитает ненасытное чудовище.
Заливаясь слезами, царевна ожидает своего смертного часа. Вдруг, неожиданно у озера появляется святой Георгий. Видя плачущую деву, он узнает о ее беде и обещает, что сразится с драконом именем Христа и освободит ее от страшной участи. Когда чудище стало приближаться, святой Георгий вскочил на коня, прочел молитву и поразил дракона одним ударом своего острого копья. После этого он дал царевне свой пояс, чтобы та обвязала им шею уже безобидного дракона и повела его как покорную собачку. Когда процессия вошла в город, святой Георгий объявил, что Христос послал его, чтобы спасти жителей Селены от кровожадного дракона. Святой предложил креститься всем горожанам и те охотно согласились.
На картине Уччелло Святой Георгий появляется, как «атлет Христа», скромный, ведущий нравственный образ жизни, он презирает все низменное и обладает «крепостью чистоты». Именно таким его видит автор «Золотой легенды».
Уччело изображает святого в шлеме; одетый в рыцарские доспехи, он возвышается на белом коне. Вооруженный длинным копьем святой воин, устремляется вперед и атакует дракона. Он находится в композиции справа. Царская дочь изображена в профиль, одетая в длинное платье со складками, с небольшой короной на голове, находится в левой части картины. Ее вид спокоен, и в то же время жест одной поднятой вверх руки демонстрирует удивление. На заднем плане возвышаются горы и виднеются стены Селены.
Дракон появляется не из «большого, как море, озера», как повествует «Золотая легенда», а из темной пещеры, которая возвышается позади главных персонажей и занимает левую часть картины. В произведении Уччелло очевидно, пещера – это грозный провал в преисподнюю, где обитают и откуда приходят демоны.
Вероятен и еще один аспект появление пещеры в картине — напоминание о праздниках, проходивших в итальянском городе – Сиене. Одним из наиболее популярных праздников в Сиене было воспоминание передачи святым Амвросием Медиоланским прощения Ватикана отлученной от Церкви Сиене. Для праздника в глубине Пьяцца-дель-Кампо строили большую просторную эстраду, на колоннах которой висел балдахин, там находились состоятельные частные лица, а вокруг них толпились послы, придворные и переодетые в костюмы ангелов дети. Эстраду окружали пещеры, сделанные из покрашенного дерева, они создавали имитацию скал, и служили своеобразной сценой. В них прятались актеры в нарядах чертей, змей и драконов. Когда вся эта нечисть вылезала из своих убежищ, захватывая площадь, и угрожала добрым горожанам, слышался приглушенный шум. Это на помощь к горожанам мчались молодые дворяне, которым уже исполнилось 20 лет. Они скакали на белых боевых лошадях, и подобно Святому Георгию, вынуждали демонов прятаться обратно в свои логова. Юношей сопровождали ангелы, они бросались в погоню за чудищами и своим сладкоголосым пением тоже загоняли их в пещеры.
После окончательной победы над чудовищами, начинался сам праздник. Он открывался полетом голубя, который демонстрировал, что только союз религии и политики мог принести мир, процветание и победу над нечистой силой.
Пещера на картине Уччелло больше напоминает своей структурой раскрашенное полотно, натянутое на деревянную конструкцию, чем настоящую пещеру или скалу. Этим художник как бы показывает, что речь идет об элементе оформления, а не о естественной впадине.
Дракон Уччелло, чье изображение изначально трудно идентифицировать, скорее всего, родственник грифона, часто встречающегося в готических миниатюрах, существо, которое называют «кверху ногами» или «перевернутое», потому что на самом деле его не существует. Дракон имеет несколько измененный вид — толстая кожа, крылья вампира, пасть с острыми клыками, большой хвост, своей мощью способный наносить смертельные удары, огромные по отношению к туловищу лапы с заостренными когтями, которые присоединяются к груди, и свирепый взгляд.
Дракон, несмотря на всю свою тяжеловесность, легко ступает одной лапой на траву, которая растет посреди скалистой местности. Трава в картине появляется неслучайно. Газон напоминает пространство сада — промежуточного места и точки встречи культуры и природы. В картине газон играет роль форпоста цивилизации, и Святой Георгий появляется там, чтобы защитить ее. Еще одна интерпретация газона — адские врата и естественная территория, за которой нужно хорошо ухаживать, чтобы оградить цивилизацию от посягательств демонов.
Становится понятно, почему художник делает едва заметными стены Селены, они предельно удалены на задний план картины. Вероятно, сражение между святым Георгием и драконом дает возможность выйти цивилизации за пределы городских стен.
В композиции картины есть один загадочный элемент — это спиралевидное облако. Если его считать просто вихрем — предвестником бури, то оно так и останется непонятным. Ведь в картине нет даже намека на начинающееся ураган, ни что не шелохнется под прозрачным сумрачным небом: ни деревья леса, расположенного за спиной святого, ни трава газона. В русских изображениях XVI в., посвященных этой теме, спираль указывала на космичность события. Вероятнее всего, вихрь в картине — это облако Святого Духа, который защищает и укрепляет воина Христа. Небесный помощник Дух Святой оказывает неоценимую помощь в неравном бою. Туманная спираль придает композиции окончательный смысл; она указывает на то, что Бог внял молитве святого Георгия, что его победа — это чудо, спасающее цивилизацию, которая таким образом основывается на христианской религии.
К сожалению, Паоло Уччелло не так известен широкой публике, как другие художники той эпохи. Его красочная манера не привлекала внимания современников. Однако наряду с Брунеллески и Альберти, которых рассматривают больше, как ученых, чем художников, Уччелло является одним из творцов перспективы. Смерть художника в 1479 г. в возрасте 93 лет осталась не замеченной; он сам и его творчество оказалось в глубоком забвении. За исключением «Святого Георгия и дракона», а также не нескольких других картин, его произведения были утрачены.
Ирина Цыбина