Воскресенье Божьего Слова: приглашение к общению с Богом через Писания

26 января Католическая Церковь впервые отметит Воскресенье Слова Божьего – литургическое событие, установленное motu proprio Папы Франциска 30 сентября 2019 года. Святейший Отец пожелал, чтобы каждый год в третье воскресенье рядового времени Церковь особым образом прославляла Слово Божие и размышляла над ним.

«Не знать Писания – значит не знать Христа», — цитирует Папа Франциск знаменитую фразу св. Иеронима в своём послании “Aperuit illis”, устанавливающем Воскресенье Слова Божьего.  Это веское утверждение напоминает, насколько жизненно необходим для верующих контакт с тем Словом, принимая которое мы обретаем спасение.

Празднование в этом году в первый раз этого особого литургического события – отличная возможность поразмышлять над тем, как мы можем полнее черпать из «сокровищницы Слова» (“Aperuit illis”, 2), питающего духовную жизнь. Приглашение Папы Франциска касается и празднования Слова в литургии Церкви, и самостоятельного чтения Писаний верующими. Стоит признать, что в обоих аспектах для нас есть огромное пространство для роста. Повторяя слова Второго Ватиканского Собора, Франциск напоминает о неразрывной связи между Священным Писанием и Евхаристией: «Церковь всегда чтила Божественное Писание, как и Само Тело Господне, никогда не переставая, в особенности на Божественной Литургии, питаться хлебом жизни от трапезы как Слова Божия, так и Тела Христова, и преподавать его верующим» (“Dei Verbum”, 21). Папа Бенедикт XVI в постсинодальном обращении “Verbum Domini” (2010) приводит слова св. Иеронима: «Евангелие есть Тело Христово… Когда мы приступаем к Тайне [Евхаристической], если упадет хоть одна крошка, мы чувствуем себя погибшими. Когда же мы внимаем Слову Божию, и Слово Божие – то есть Тело Христово и Его Кровь – входит в наши уши, а мы думаем о чем-то ином, то какой же огромной опасности мы себя подвергаем!» Далее Бенедикт XVI пишет: «Христос, реально присутствующий в видах хлеба и вина, присутствует аналогичным образом и в Слове, возвещаемом на литургии» (n. 8). Один из предлагаемых внешних знаков для празднования Воскресенья Божьего Слова – «интронизация» Библии. Остается желать, чтобы, как это уже совершается во многих наших храмах, Священное Писание в каждом храме находилось на особом месте наряду с дарохранительницей, содержащей Евхаристический Хлеб.

Провозглашение Божьего Слова на воскресной Евхаристии – особый момент встречи каждого верующего с обращенным к нам спасительным посланием. Конечно, особая ответственность за то, чтобы помочь усвоить услышанное Слово, лежит на проповеднике, чья задача – разъяснить Писания и указать на связь Слова с сегодняшней реальностью паствы. Однако и у самих верующих есть немало доступных средств, чтобы обогатить собственный опыт встречи со Христом, приходящим в своем Слове в день, Ему посвященный. Это прежде всего личная молитва над воскресными чтениями, иначе говоря – время, проведенное с Господом, говорящим через Писания, – накануне или после Мессы. Сегодня существует множество ресурсов, которые помогут лучше понять читаемое и поразмышлять над ним. Это касается и ежедневных литургических чтений. Таким образом, если мы ищем ежедневного приобщения к Слову, самый простой способ – это обратиться к литургическим чтениям дня. Даже если не у каждого есть возможность побывать на Мессе, такой способ позволяет приобщиться к благодати, которую Бог ниспосылает Своей Церкви в литургии.

Однако прежде чем обсуждать другие практические указания относительно индивидуального чтения Писаний, стоит лишний раз напомнить себе, почему Слово Божье – столь необходимая часть нашей жизни в Духе. Библия начинается с того, что Бог всё творит Своим Словом: «И сказал Бог… и стало так». Евангелист Иоанн вторит автору Книги Бытия: «В начале было Слово… всё чрез Него начало быть», – с той разницей, что он провозглашает Слово, ставшее плотью. «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — (…) возвещаем вам (…), чтобы радость ваша была совершенна», — провозглашает тот же автор (1 Ин 1,1-4). Это Слово жизни, по образу которого мы сотворены, – Божий Сын и одновременно то «да» Бога, произнесенное жизни каждого из нас. Постижение Божьего Слова для христианина начинается через знакомство с Воплощенным Словом, каким Он предстает нам в Евангелии и который является «соло», самым главным элементом во всей «симфонии» творения (ср. “Verbum Domini”, 13), во всей истории вселенной. В Его свете – свете Сына, посланного в мир, – мы воспринимаем всё остальное как главы единой истории спасения. Образно говоря, для христиан Иисус – это переплет, держащий вместе разрозненные без Него страницы истории, которая стала священной книгой о путях поиска человеком Бога и человека – Богом. Однако лично для каждого из нас важно то, что эта священная история является проводником для того, чтобы осознать наше собственное существование как часть истории спасения, чтобы в диалоге с Богом через Его Слово наша жизнь обретала ту полноту радости, которой для нас желает Иоанн в цитируемом выше тексте, вслед за своим Учителем (ср. Ин 16, 22-24).

«Слово Божие живо и действенно» (Евр 4,12), и это есть то Слово, через которое Бог обращается к каждому из нас лично. Мы учимся внятно слышать голос Бога и отвечать Ему на протяжении всей нашей жизни. «Созидающий на этом Слове строит дом своей жизни на камне», — пишет Бенедикт XVI, обращаясь к образу из Мф 7, 24, и добавляет: «Слово Божие побуждает нас изменить наше представление о реализме: реалист тот, кто признает в Слове Божием основу всего. Именно в этом мы, как никогда, нуждаемся в нашу эпоху, когда многое из того, на чем мы надеемся построить жизнь (…) оказывается по своей природе эфемерным» (“Verbum Domini”, 10). Таким образом, «знать Писания» означает не просто умом постичь их содержание, но позволить, чтобы Божье Слово проникло в глубину нашего существа, стало основой нашего восприятия и всех жизненных решений. Чтобы это произошло, нужно научиться молитвенно, т. е. в диалоге с Господом, читать и усваивать Писания. Вопрос «как это делать?» заслуживает отдельного обсуждения, но не стоит откладывать встречу с Богом в Его Слове из-за «неумения молиться»: самое важное – это принять в духе веры, что любящий Господь обращается ко мне, желая мне что-то сказать, и быть готовыми ответить Ему по мере наших сил.

«День, посвященный Библии, не может быть “раз в год”, но каждый день года, потому что нам обязательно нужно углублять знание Священного Писания и Воскресшего Господа», — говорит Папа Франциск. Возможно, мы соглашаемся с тем, что речь, конечно, о чем-то весьма полезном, но… возникают разные «но»: на это нужно выделить время (а где его взять?); с чего начать; всё это сложно… На эту группу отговорок можно ответить, что в конечном счете наши решения (в том числе в распределении времени) зависят от наших приоритетов. Однако пусть это не послужит упреком: начать можно (и стоит) с малого. Выше уже было сказано о самом простом способе: обратиться к литургическим чтениям дня (возможно, вам сразу захочется погуглить, каков библейский контекст первого чтения). Что же касается сложности, в другой раз мы поговорим о тех «ключах», которые помогут нам вернее и легче воспринимать библейские тексты, принадлежащие разным эпохам и литературным жанрам, – формулировать же, в чем именно загвоздка и препятствие, и постепенно искать ответы, является частью пути (и эта часть может стать вполне увлекательной).

Кроме всего этого, подсознательно может возникнуть сопротивление и страх «наткнуться» в священных текстах на то, что станет источником осуждения или настоящим вызовом для нашего текущего стиля жизни. «Слово Божие неустанно напоминает нам о милосердной любови Отца, который призывает своих детей жить в любви», — пишет Папа Франциск (AI, 13), и именно с такой верой нам стоит открывать Библию. Призыв же к обращению, звучащий со страниц Писаний, – это призыв к истинной свободе и человечности: наш Отец не смирится с тем, что мы будем влачить жалкое существование вместо приобщения к полноте Его жизни. Что же касается сопротивления, не стоит недооценивать той составляющей, которую можно назвать «духовной бранью», когда речь идет о нашем стремлении и попытках идти вперед по духовному пути. «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению», поучает Иисус,сын Сираха (Сир 2,1). Противостояние искушению – прекрасная возможность духовного роста.

«Невидимый Бог по изобилию Своей любви обращается к людям, как к друзьям, и говорит с ними, чтобы пригласить их к общению с Собой» (DV, 2). Бог пользуется множеством путей, чтобы быть в диалоге с нами, посылая разнообразные знаки своего присутствия и любви. Священные Писания – это Его особый способ поведать нам об истории спасения и привести нас к вере, что каждый из нас – также часть этой истории. Не упустим же этот новый шанс, которым через свою Церковь Господь хочет одарить нас, приглашая к общению с Ним.

о. Виктор Жук, SJ

Фото: Vatican Media

Источник: jesuit.ru