Если вы родитель, то вам знакомо, что дети время от времени вызывают противоречивые чувства. Мы любим их и ненавидим, гордимся и стыдимся, испытываем перед ними чувство вины, а иногда осуждаем. Если вы приметесь за честное исследование собственной души, то поймёте, что причиной злобы, вины, обиды и многих других негативных чувств становятся наши требования к детям. Мы хотим, чтобы они были какими-то удобными для нас и болезненно воспринимаем их отличие от идеала. Признаюсь вам, что в христианских семьях требований к детям больше, а не меньше. Не меньше и ожиданий от себя как от родителя.
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6). Этот отрывок напоминает нам об ответственности, призывая готовить детей к жизни, которая им предстоит. Собственно, хорошее воспитание – это взращивание способности самостоятельно справляться с жизнью. Но именно здесь начинаются трудности. К чему готовить ребёнка? Для нас это дилемма, имеющая даже не педагогические, а богословские основания.
С одной стороны, современный мир – это мир после грехопадения. Он состоит из несовершенных людей и ещё более несовершенных их сообществ. В нём присутствуют старость, смерть, болезнь, обман и насилие. Он искушает нас образом жизни, далёким от образа Христа. С другой стороны – это мир людей, сотворённых по образу и подобию Божьему. Каждый из нас «куплен дорогой ценой» (1 Кор 7:23).
Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (Пс 18:2). Этот мир и люди в нём несут в себе зерно замысла Творца.
Возникающая двойственность разрешается сложно. Ключевым вопросом в ней оказывается природа человека. Кто мы и какие мы?
Я часто задаю вопрос о том, чьё мнение вам ближе.
А. Человек – это существо изначально порочное, естественное состояние которого – война всех против всех, как писал Томас Гоббс.
Б. Человек – чистый лист. Его свойства напрямую зависят от среды, в которую он попал, как предполагал Джон Локк.
В. Каждый из нас изначально добр, и только несовершенное устройство общества повреждает естественное стремление каждого к добру, как утверждал Жан-Жак Руссо.
Ответьте, пожалуйста, сами для себя, и давайте проанализируем, какое из этих мнений доминирует в обществе, которое нас окружает. С самого раннего детства из ребёнка «делают человека», иначе из него вырастет «что попало». Если не научить его есть суп, то он захочет одни сладости. Если не отдать ребёнка в спорт, музыкальную школу и парочке репетиторов, то он обязательно попадёт в плохую компанию. Если не положить в портфель ребёнка маячок слежения, то его обязательно кто-нибудь похитит. Мы живём в реальности, в которой не просто утверждается человеческая порочность, но каждый другой человек может стать врагом. Идея внешнего врага настолько вошла в плоть и кровь обыденного сознания, что мы сами не замечаем, как начинаем автоматически искать виноватых и стремиться их уничтожить вместо того, чтобы прощать и вспомнить о любви друг к другу, к которой мы призваны.
Если я вижу в своём соседе или жителе другой страны потенциального врага, то я прививаю это мироощущение своему ребёнку. Он становится готовым сражаться с жизнью. Он будет готов к несовершенному миру, в котором существует зло, но окажется беспомощным в деле любви и милосердия, прощения и принятия. Потому что, если мир поделён на своих и чужих, он уже не может стать единым под главою Христом.
Богословская дилемма, которую я вам предложил, не требует логического решения. Мы и несовершенны, и сотворены по образу Бога. Дилемма требует психологического решения – как мы относимся к человеку? Как к тому, кто имеет надежду на спасение, или к тому, кто обречён жить во зле? Христос видел святого в мытаре и блуднице, и они становились святыми. Своим отношением к человеку мы способны создавать для него перспективу роста. Именно это оказывается ключевым вопросом воспитания детей – показать им перспективу роста, свидетельствовать своей жизнью о пути к Творцу через Христа, на котором существуют и падение, и возрождение. Показать потенциальную святость ближнего.
Современные родители тревожны без меры. Многие живут так, будто мир – опасное место, и солнце не взойдёт без их контроля. Тревога связана с ответственностью, а ответственность – с виной. Ноша оказывается невыносимой. Дети, растущие в атмосфере суеты и постоянной опасности, редко оказываются чуткими и человечными. Подготавливая детей к суровой реальности, мы не делаем их жизнь лучше, мы просто снова и снова воспроизводим несовершенный миропорядок. Рассказывая о том, что в мире действует также благодать Божья, мы готовим ребёнка к Царству Небесному, сообщаем, что мы, как и Авраам, на пути к обещанному дому, странники. Страннику не обязательно жить по законам князя века сего.
Каждому родителю периодически стоит задавать себе вопрос: «Какое отношение к людям и миру я транслирую ребёнку? К чему я его готовлю – к жизни с Богом или к жизни в безумии века сего». Важно понять приоритет наших отношений с Богом и научить ребёнка не бояться быть безумным по отношению к повседневности. Повседневность свидетельствует, что зло, насилие, болезнь и смерть – нормальны, христианин знает о другой норме и не может смириться с ними. Двойственности норм не бывает.
Хосемария Эскрива писал: «Я хотел, чтобы они избежали соблазна двойной жизни, распространенного и тогда, и теперь: по одну сторону – жизнь внутренняя, связь с Богом, по другую, совсем отдельно – профессиональная, социальная, семейная, где толпятся и кишат мелкие земные дела. Нет, дети мои! Мы так жить не можем! Мы христиане, а не шизофреники. Жизнь одна, ее мы и должны освятить, наполнить Богом и плоть, и дух. Невидимого Бога мы открываем в самых видимых, материальных вещах». Я просто присоединюсь к нему – научите ребёнка прежде искать Царства Божьего, это не сделает его жизнь легче, но позволит быть цельным в стремлении менять мир к лучшему даже вопреки логике.
Максим Чекмарёв
Фото: highviewlearningcenter.com