«Ради славы и благолепия»: 150 лет компания Watts&Co создаёт церковные облачения

Лондонская компания Watts&Co поставляет церковные облачения, обстановку и принадлежности клиентам из Католической и Англиканской Церквей, включая Британскую королевскую семью, с 1874 года.

Неожиданное путешествие Сесилии Рексуорси в высшие сферы церковной моды началось с нескольких простых слов, набранных в поисковике: красивая шёлковая белая ткань церковь.

Это произошло пять лет назад, когда католичка и мама четверых детей, бывший книжный редактор, живущая на окраине Лондона, начинала новую для себя карьеру рукодельницы и искала особую ткань для вышивки, которую она делала для своего прихода.

Поиски привели её на Тауфтон Стрит, 7, в Лондоне, к скромной двери производителя церковных облачений Watts&Co, спрятанной в тени Вестминстерского Аббатства.

Рексуорси обнаружила, что эта скромная входная дверь на самом деле является порталом в эпоху английского ремесленного мастерства, которая, казалось, давно миновала. За этой дверью швеи и вышивальщицы создавали самые изысканные каппы, орнаты, столы и алтарные покровы, которые Сесилия когда-либо видела.

Непревзойдённое качество очевидно. Фото: Watts&Co

Сесилия рассказывает, что она чувствовала себя так, будто попала в пещеру Алладина или оказалась в норе хоббита. «О! Такие люди существуют на самом деле! Как здорово! И как красиво…», — вспоминает она свои первые впечатления. Закончилось тем, что она устроилась в Watts&Co и сама стала одной из «таких людей».

«Я очень удивлялась, что только немногие знают об этом», — говорит она, — «и до сих пор слегка удивляюсь, что не все ещё об этом знают».

В Watts&Co много удивительного: в высшей степени элитная и при этом совершенно не помпезная компания по производству церковной одежды и церковных принадлежностей, чьи высочайшие стандарты неизменно привлекают верных клиентов как из католиков, так и из англикан, включая Британскую королевскую семью, в течение уже 150 лет! (Компания предоставила облачения на золотой юбилей королевы Виктории в 1887 году, а среди сравнительно недавних событий – на свадьбу принца Уильяма и Кейт Миддлтон, среди прочих королевских мероприятий).

Сотрудница Watts&Co Сесилия Рексуорси проверяет ручную работу в Лондонской штаб-квартире компании. Фото: Watts&Co

Сейчас, управляемая пятым поколением своих владельцев, Watts&Co является церковным аналогом самых знаменитых европейских модных домов: компания получает ткани с той же английской фабрики, которая производит галстуки Hermès.

«Они абсолютно лучшие», — говорит о своих давних поставщиках Генеральный директор Watts&Co Роберт Хоар. «Все нитки для нас они предварительно окрашивают так же, как это делалось на протяжении многих поколений».

Сам факт, что такая компания существует так долго, уже необычен. Это было нелегко: за те шесть лет, что Хоар является Генеральным директором, Watts&Co смогла избежать банкротства и справиться с последствиями наводнения, которое уничтожило практически все запасы материалов и оборудования. Несмотря ни на что сегодня бизнес процветает, движимый во многом ростом интереса к традиционной Латинской Мессе, особенно в США, а также стремлением поднять на новый уровень литургию Novus Ordo за счёт особого акцента на красоте и благоговении.

«В Католической Церкви происходит массовый переход к более красивым и более качественным облачениям», — рассказывает Хоар, чья семья приняла католичество в 1880-х годах, когда его предок, архитектор Джордж Гилберт Скотт (младший) обратился из англиканства в католичество благодаря дружбе с кардиналом Джоном Генри Ньюменом.

Пугающий визит

Хоар вспоминает, что, когда он был мальчиком, его пугало ежегодное посещение швейной мастерской Watts&Co, где его одевали в новую школьную форму. «Даже епископы побаивались этого места!» – утверждает он. – «Теперь здесь совершенно другая атмосфера!»

Под руководством Хоара компания выросла с 8 работников до 34. Его сестра руководит отдельной фирмой Watts 1874, которая производит роскошные обои и ткани для пятизвёздочных отелей, фильмов про Джеймса Бонда и сериала «Аббатство Даунтон».

Роберт Хоар и его сестра Мари-Северин де Караман Чимей, пятое поколение собственников Watts&Co. Фото: Watts&Co

Большинство работников – 20-30-летние английские мастера, которые прошли обучение в Лондоне в Центральном колледже дизайна и искусства имени св. Мартина и в Королевской школе рукоделия во дворце Хэмптон-корт, одной из резиденций Генриха VIII на юго-западе Лондона. Именно в этой школе Сесилия Рексуорси «заразилась» любовью к вышивке на курсе для начинающих, а потом освоила полную четырёхлетнюю программу и прошла сертификацию. «Нас можно назвать историческим брендом, который ведёт себя как бизнес-стартап», — говорит Хоар. Мастерская полна новых идей, консультации с клиентами проводятся в Zoom, а дизайн дорабатывается с помощью 3D компьютерных программ. Но традиционное внимание к деталям и филигранное мастерство остаются неизменными.

«Мы – последняя компания, которая делает то, что делаем мы, поэтому так важно, чтобы мы сохранили это для следующих поколений», — подчёркивает Хоар.

Стремясь к «эстетическому совершенству»

Ещё один удивительный факт о Watts&Co заключается в том, что никто с таким именем никогда не имел доли в компании.

Фирма была основана в 1874 году архитекторами Джорджем Фредериком Бодли, Томасом Гарнером и предком Хоара – Джорджем Гилбертом Скоттом (младшим), сторонниками готического возрождения, которые спроектировали некоторые из самых известных соборов и величественных для своего времени зданий в стране. (Возможно, они выбрали название просто в шутку «Подумаешь, название… Пусть будет Уоттс!»). Компания стала результатом общей для всего трио основателей «страсти к абсолютному эстетическому совершенству», как они это описали, которое распространялось и на интерьеры тех зданий, которые они проектировали. Компания стала известна как производитель наилучшего текстиля, обстановки, металлических изделий и литургических облачений в своей первоначальной мастерской на Бейкер Стрит, недалеко от вымышленной резиденции Шерлока Холмса.

После Второй Мировой войны, однако, Watts&Co едва не сделала культурный разворот к утилитаризму, бруталистической архитектуре и всему современному. После II Ватиканского Собора католические приходы и семинарии сожгли горы прекрасных старинных облачений и открыли эру «безликого бежевого полиэстера», как назвала это Сесилия Рексуорси.

«С точки зрения дизайна, это была своего рода трагедия», — утверждает она.

Роберт Хоар благодарен своей покойной бабушке Элизабет Хоар, которая стала директором фирмы в 50-х и смогла удержать бизнес на плаву. Элизабет была не из тех, кто сдаётся без боя. Она собирала выброшенные церковные облачения по всей Англии и создала самую большую в Британии коллекцию церковной вышивки, которая теперь хранится в галерее её имени в Ливерпульском соборе, который спроектировал ей дядя, Джайлз Гилберт Скотт. Он же, как ни удивительно, является автором дизайна культовых английских красных телефонных будок. Элизабет также уговорила местные власти предоставить компании её нынешнее помещение на Тафтон Стрит без арендной платы, пока Watts&Co не встанет на ноги.

Сесилия Рексуорси вышивает золотой нитью. Фото: Watts&Co

Истинное изящество

Если юный Роберт Хоар и был в чём-то уверен, так это в том, что он не хочет браться за тонущий семейный бизнес.

Талантливый повар, он бы выбрал кулинарную карьеру, если бы отец не уговорил его поработать в Watts&Co один год. К концу этого года его энтузиазм так разгорелся, что он решил непременно привести компанию к успеху.

Путь к успеху, говорит Хоар, заключался не в том, чтобы экономить на более дешёвых материалах и переносить производство на аутсорсинг в Азию. Двигаться нужно в прямо противоположном направлении, удвоив стремление к эстетическому совершенству, которое было отличительной чертой Watts&Co с самого основания.

«Мы не торгуем ширпотребом; мы поставляем только абсолютно лучшее. Именно поэтому клиенты к нам приходят. Наши клиенты возвращаются к нам через 30, 40, 50 лет и даже больше. Иногда они приносят облачения, которым больше 100 лет, и хотят, чтобы мы их отреставрировали. Именно этого хотим и мы», — говорит Хоар.

«Мы не ищем быстрого заработка прямо сегодня. Мы хотим, чтобы то, что мы делаем, было здесь и следующие сто лет», — объясняет он, — «и это совершенно другой образ мысли».

Такая высокая планка качества отражается и в более высоких ценах. Сделанные на заказ облачения от Watts&Co могут стоить тысячи долларов, а наиболее торжественные – от $10 000 и выше.

Архиепископ Сан-Франциско Сальваторе Кордилеоне в облачении от Watts&Co возглавляет Литургию в семинарии Святого Патрика в Менло-Парке, Калифорния. Фото: Рамон Камачо

Кому-то это может показаться экстравагантным, но высочайшее качество литургических облачений восходит к традиции Ветхого Завета одевать священников в наилучшие одежды, чтобы оказать почтение Богу. «И сделай священные одежды Аарону, брату своему», — говорится в Книге Исхода (28:2), — «для славы и благолепия».

Именно по этой причине один из крупных клиентов Watts&Co – семинария св. Патрика в Менло-Парке, Калифорния, недавно использовала пожертвование на сумму $250 000, чтобы купить у них 150 новых облачений.

Ректор семинарии св. Патрика говорит, что более 70-ти его семинаристов учат тому, что красота архитектуры, литургической музыки и священнических облачений могут помочь человеку обратить взор к небесам, если они несут на себе отблеск красоты и величия Творца.

Вызов этого контркультурного подхода состоит в том, чтобы не зайти слишком далеко, «когда созданная вещь становится самоцелью, всем», уточняет он.

Watts&Co мастерски удерживают баланс. «Они понимают, что настоящий класс, подлинное изящество обычно недооцениваются, и никогда не переходят черту».

Вестминстерская каппа из зелёного дамасского шёлка, с авторской отделкой и бахромой. Изображение голубя создано вручную в технике аппликации и вышивки шёлковой нитью. Фото: Watts&Co

Именно эта культура так поразила Сесилию Рексуорси в тот день, когда она открыла для себя «нору хоббита». Особенно впечатлило её посещение отделочной мастерской, где работницы тщательно исследовали каждый сантиметр ткани с помощью лупы, чтобы выявить малейшие дефекты.

Сейчас, работая на Watts&Co как исследователь, разыскивая в архивах новые (старые) дизайнерские идеи, Сесилия Рексуорси рассказывает, что при создании облачений исключительного качества 75% усилий и времени уходит на мелкие детали, на которые только очень немногие обратят внимание. «Это всё, что связано с предварительной подготовкой материалов, или со швами, или с подкладкой. Вся эта работа не бросается в глаза», — объясняет она.

Безупречность в деталях. Фото: Watts&Co

«Это чем-то напоминает средневековые соборы», — говорит она. – «Вы не можете увидеть и половины всего мастерства, всей красоты и всего труда, потому что они – в устройстве перекрытий и кровли, и никто их обычно не видит. И всё равно мастера делали это со всей доступной им тщательностью. Это прекрасно, и оно того стоит».

Шеннон Маллен

Источник (англ.): National Catholic Register

Перевод: Наталья Проскурина

Фото обложки: Watts&Co