1 июня — св. Юстин Философ

Юстин, сын Приска, сына Вакха родился около 100 г. в семье римских колонистов, в городе Флавии Неаполе, построенном на месте разрушенного во время Иудейской войны древнего Самарийского города Сихем.

Родители его были язычники. В молодые годы Юстин начал изучать философию, считавшуюся тогда царицей наук, и весьма преуспел в этом. Однако он принадлежал к числу тех, кто стремился не к игре ума, и не к славе, а к познанию истины, но ни одна из философских школ не могла дать ему стройной картины окружающего мира. Он был стоиком и последователем Аристотеля, изучал Платона и Пифагора, и,  наконец, обратил внимание на пророков и учение Библии. Библия привела его к христианству. Его обращение произошло около 130 года в Эфесе. Его биографы упоминают, что основы веры он воспринял от одного из «мужей апостольских», т. е. тех, кто принял веру непосредственно от учеников Христа. Есть основания считать, что учителем Юстина был святой Поликарп Смирнский – ученик апостола Иоанна. Но обращение Юстина ни в коем случае не значило, что он оставил занятия философией. Поняв, что обрёл во Христе истину, он стал странствующим философом, несущим правду о Христе и христианстве.

В 131-132 гг. он пришёл в Рим, где основал философскую школу, для того, чтобы возвещать язычникам христианство. Три из его трудов дошли до нашего времени: две «Апологии» и «Диалог с Трифоном Иудеем».

Это было неблагоприятное для христиан время. Само понятие «христианин» в глазах власти означало «враг государства». Для того чтобы оказаться преследуемым, достаточно было признать себя христианином. Расследование не проводилось – христианство было окружено множеством нелепых слухов и предубеждений, которые никто не пытался ни подтвердить, ни опровергнуть. Первая «Апология» Юстина была первой попыткой объяснить языческому миру суть и смысл христианства, используя язык и принципы античной философии.

Вторая «Апология» написана около 160 г. в защиту трёх христиан арестованных и обезглавленных за веру.  Объясняя, почему христиане предпочитают смерть отречению, Юстин пишет: «…христианские мученики идут на смерть потому, что почитают нечестием отречься от истины».

Истина, к пониманию которой он пришёл через разум и логику, оказалась и для него самого дороже жизни. Во второй «Апологии» святой говорит о том, что ожидает и для себя мученического конца и даже называет возможного доносчика – Кресцента, которого характеризует так: «… этот человек не стоит того, чтобы называть его философом (любителем мудрости), так как он всенародно обвиняет нас в том, чего не знает, — будто христиане безбожники и нечестивцы; и это делает он в угоду и удовольствию обольщенной толпы». Именно по навету Кресцента в 166 или 167 году в правление императора Марка Аврелия, когда префектом Рима был Рустик, Юстин, именуемый философом был арестован. Не пожелав отречься от Христа и принести жертвы языческим богам, он был обезглавлен вместе с шестью своими учениками, христианами, как и он по обвинению в атеизме.

О его мученичестве говорится в «Мученических актах» Симеона Метафраста, подлинность которых не вызывает сомнения. Несмотря на то, что большая часть его работ утрачена, те, что дошли до нас и сегодня сохраняют своё значение и ценность. Святой Юстин и его учение упоминаются в двух важнейших документах Второго Ватиканского собора догматической конституции о Церкви “Lumen gentium” и пастырской конституции о Церкви в современном мире “Gaudium et spes”.

Анна Кудрик

Читать полностью: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве