Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. Мф 9:9
Добрый день! Сегодня я хотел бы поговорить с вами о картине Караваджо «Призвание апостола Матфея», выполненной им для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1599 году.
Что мы видим на картине? Обычную таверну времен Караваджо, люди в обычной одежде, идет кропотливый и ответственный момент подсчёта денег, два охранника обеспечивают спокойствие в таверне. Они одеты по последней моде, у одного из них – того, что сидит к нам спиной, – мы видим шпагу.
В этот момент двери таверну распахиваются, и в обычную суматоху подсчета денег врывается Кто-то другой. Другой, по-настоящему отличный от местной компании. Этот Другой, Иисус, приносит с собой луч света, который буквально разрезает полотно картины. И хотя жест Христа является одним из самых сильных на этой картине, мы не видим Иисуса целиком – его нам заслоняет фигура Петра. Петр как будто повторяет движения Иисуса, может быть, немного неумело, но именно Петр становится для нас тем, за кем мы можем рассмотреть жест Христа. Это удивительно, потому что полностью отражает идею Церкви, как видимого выражения присутствующего Христа, находящую свое конечное выражение в фигуре Петра и в его служение. Иисус зовет нас, призывает, но не через абстрактные выражения, а через общину Его учеников, через Церковь.
Давайте обратимся к компании, которая занята подсчетом денег. Конечно, возникает вопрос, кто является Матфеем на этой картине. Мы уже увидели Христа, который выразительным жестом зовет за собой следовать, мы видели Петра, через которого зрителям картины открывается жест Христа, но кто Матфей?
На данный вопрос существует несколько мнений. По классической трактовке Матфеем является старик с бородой, который вопросительным жестом указывает на себя. На его губах застывает вопрос – Кто я?
Человек словно не может поверить происходящему. Его глаза полны изумления, он сам удивляется выбору Иисуса. Я, грешный Матфей, должен стать Твоим учеником? Как часто и мы не «доверяем» выбору Иисуса. Мы, слабые и грешные, непоследовательные, мы, которые часто ошибаемся, должны стать Его учениками.
Это «классическая» трактовка картины, но, как уже я писал выше, не все так просто.
По мнению некоторых экспертов, искусствоведов и обычных людей, Матфеем на картине является молодой юноша, который считает деньги.
Как мы знаем из Евангелия, Матфей был сборщиком налогов, то есть, это человек, который собирает деньги. Действительно, на картине Караваджо именно он пересчитывает и сгребает деньги к себе. Правой рукой он пересчитывает монеты, которые ему отдает взрослый мужчина с бородой. В левой руке у юноши кошелек для сбора денег – именно Матфея часто изображали с кошельком, чтобы подчеркнуть его профессию. Помимо всего прочего он единственный, кто сидит на стуле, остальные же сидят на скамейке. Обычно именно хозяин заведения сидит в самом дорогом кресле, его же «клиенты» вынуждены ютиться на чем получится. При такой трактовке ясно, что человек с бородой — это налогоплательщик, который пришел отдать деньги, два охранника стерегут его, мужчина с очками проверяет все ли отдано точно.
Какое же значение приобретают все жесты на картине в таком случае? Иисус властным жестом через Петра призывает Матфея, охранники в удивлении повернули головы, налогоплательщик с долей иронии (и обычного жизненного опыта) показывает пальцем на Матфея. Его жест выражает вопрос: Кого? Его? Ты призываешь этого грешника? Этого Матфея, который столько денег только что забрал у меня? Этого, который так жадно хватается за монеты? Того, кто ради карьеры и успеха готов ободрать меня до последней нитки? Этому ты предлагаешь оставить все и пойти за Тобой?
Жест Иисуса остается неизменным. И ничто не может умалить Его выбора, Он призывает того, кого призывает, и это тайна, почему он выбирает конкретного человека. Иисус продолжает настаивать на своем несмотря ни на что. Теперь на лице юноши мы читаем всю драму происходящего. Через секунду ему придется совершить выбор и он понимает всю серьезность данного решения. В левой руке он сжимает кошелек полный денег, правую руку он положил на монеты, люди, окружающие его, смеются над ним. Именно в такой драматической обстановке ему придется принять решение. В обстановке, в которой все обстоятельства говорят против, кроме сердца Матфея, которое в итоге ответит «Да».
Остается добавить только пару строк. Какую бы версию вы ни рассматривали, объективно, что Иисус призывает Матфея не простым взмахом руки. Его жест полон власти, настоящей власти, которая может быть только от Бога. В месте, где собираются серьезные люди, чтобы решать важные дела Иисус является единственным, кто может настаивать на своем.
Его власть – это не власть денег, которые со временем рассыпаются как прах, Его призыв – это не воля обычного правителя. Жест Иисуса выражает самую серьезную власть, которая может быть в данном мире, это власть над сердцами людей, Он единственный, кто может сказать: «Оставь все и следуй за Мной».
Константин Корнов