Как преодолеть затруднение в молитве?

Вопрос: Добрый день, я хочу поделиться своей тревогой. Моя жена католичка, но она не любит молиться. Она считает, что это уменьшает ее заслуги, она привыкла самостоятельно справляться с проблемами. Как достучаться до нее, что молитва необходима в здоровых отношениях с Богом?

Отвечает о. Андрей Буко, OFMConv:

Здравствуйте. Трудности с молитвой встречаются у многих верующих. Но если человек заботится о собственных заслугах и привык самостоятельно справляться со своими проблемами, думаю, ваша тревога оправдана, потому что в духовной жизни он продвинется не далеко. Молитва – это встреча. Прежде всего, это встреча личностей: я – с Ним, но еще больше Он – со мной. Без такой встречи с Личностью, вера остается лишь мировоззрением, этической системой, социальной вовлеченностью, культурной, благотворительной, политической и т.п. Я думаю, начать разговор, при случае, с таким человеком можно с того, что молитва — это не только просьба. Молитва должна быть преодолением тюрьмы, которой является человек для самого себя. Потому что, если нет встречи, все остальное будет отвлечением и разговором с самим собой, человек вращается вокруг своих чувств, мыслей, проблем, как бы хорошо он с ними ни справлялся. Пример этому – фарисей из притчи Спасителя о мытаре и фарисее.

Мне кажется, что в молитве существенны три очень важных элемента. Первое – это осознание, утверждение Присутствия Бога. Нет такого момента в нашей жизни, в который бы Бог не присутствовал. Важно, осознаю ли я это, особенно в процессе молитвы. И в тоже время, если это Присутствие, то какого оно качества? Мне в нем хорошо, я чувствую, что мне в нем спокойно, оно дает мне уверенность и укрепление (Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих, Исх 33,12)? Или мне хочется поскорее от него куда-то убежать или отвлечься?

Второе – это абсолютное доверие. Его Присутствие – это не постоянный укор моей совести и не постоянное требование исполнения Его воли, а не моей. Это не проклятие, которое нависает над человеком. Единственная его воля, это чтобы человек был спасен. Его воля – это то, что меня мотивирует, приводит к активности. Надо научиться говорить с Богом, как с другом (как Моисей). А мы научимся молиться так только тогда, когда начнем тратить время для Бога. Когда приходит настоящий друг, мы можем просидеть вместе три часа, болтать ни о чем и ничего не сделать, но у нас нет ощущения потери времени.

Третье – это позиция ребенка. Если не принять Царствия Небесного как дитя, невозможно в него войти. Фарисей не имеет ничего от ребенка. Мытарь – да. Ребенок принимает реальность как дар – у взрослых с этим проблемы. Нередко первое слово ребенка – это не «мама» и не «папа», а слово «дай». И говорит он его часто, пока не повзрослеет. А взрослый осознает, что все чего-то стоит, поэтому должен либо заработать, либо одолжить, и потом вернуть с процентом. А для ребенка все дар.

Фарисей, хоть и начинает свою молитву со слова «благодарю», на самом деле, ни за что не благодарит. Он не знает, что такое благодать. Он богат перед Богом своим старанием и усилием, поэтому это Бог ему должен. Такова опасность заслуг. Но то, что он делает сверх надобности – бесполезно. Пощусь для чего? Чтобы почувствовать голод. А что может меня насытить? Чего я хочу от Бога? У фарисея нет чувства слабости. А пост – как раз для того, чтобы осознать свою слабость. Ребенок чувствует себя слабым в мире взрослых. Но именно ребенка Христос постоянно ставит своим ученикам как пример.

о. Андрей Буко, OFMConv

Вы можете отправить свой вопрос анонимно через чат-бот в Телеграм с пометкой «Вопрос священнику», и на него ответит один из священников, сотрудничающих с нашим порталом.