Жажда Бога. Диалог в письмах. Письмо 16

Этот цикл представляет собой переписку двух людей. Александр находился в духовном поиске. Он заметил исключительность христианской вести, но ему нужно время, чтобы принять её как истину, чтобы она по-настоящему стала основой его жизни. Николай Павлович практикующий католик, пришедший из православной традиции, с глубоким чувством христианского единства. С высоты прожитых лет и опыта в Церкви он отвечает на вопросы Александра о Христе, вере и Церкви.


7 октября 2009 года

Доверие Христу даёт человеку силу

Добрый день, Николай Павлович!

Спасибо вам за ответ. У меня опять сомнения. Искал вчера правила Причастия в католическом храме и наткнулся на следующее: какой-то кардинал от РКЦ запрещает причащаться некатоликам. А потом нашел подобный же запрет Папы Иоанна Павла II… И сразу мне стало так неприятно: только что хотел пойти туда всем сердцем, а тут — почувствовал себя «не своим».

Самому так неприятно стало от этих колебаний… Вера, а вместе с ней и благодать вчера ушли куда-то.

И еще момент один царапнул сомнениями. Мне было так приятно и так хорошо осознавать, что я ДОЛЖЕН заботиться о своих близких, отдавать им ВСЁ своё время и силы. И даже иногда пренебрегать молитвой ради них. А вчера молился Розарием, и тут дочь маленькая стала в комнату ломиться: папа, папа… Ну я, памятуя ваши инструкции, всё отложил и посвятил ей внимание. А потом сил не хватило, чтобы продолжить — только три тайны обдумал. Я правильно сделал? И стоит ли делать Розарий разом за один день — все три части? Или действовать, как по вашей ссылке — в день по части? И имеет ли значение то, что там написано, мол, скорбные тайны во вторник, славные в среду и т.п.? Или все равно? Теперь, кстати, я понял, почему Серафим советовал в Дивеево, идучи по канавке Богородицы, Царицы Небесной, читать 150 раз «Дево радуйся…» Ведь по Розарию выходит как раз 150 повторов. В этих повторах смущает только одно — устаешь. Тяжело столько раз повторить и не сбиться на механическое «долбление» текста. Но благодать приходит и в случае «механики» — в Дивеево я это ощутил.

И еще такой вопрос… Говорил вчера с женой. Она говорит: Я еще не достигла твоего уровня, мне это (близкое общение с Христом) еще не нужно так, как тебе. Не понимаю я, зачем это нужно. Но! В Бога она верит. Верит в то, что Он спасает и приходит в самый последний момент, когда надежд нет. Верит она пока в некоего абстрактного Бога, как недавно верил я. Но все-таки она говорит: «Я пойду за тобой». Кстати, её зовут Ю.

С уважением, любовью и признательностью,

всегда Ваш С.

*   *   *

7 октября 2009 года

Дорогие С. и Ю. с детками, здравствуйте!

Искренне рад, что находите опору друг в друге. Дорогие мои, все дело здесь на земле — это научиться любить. Пусть любовь всегда будет с нами во всех наших решениях и поступках. А когда есть любовь, то будет и радость, потому что любви без радости не бывает.

Дорогой Саша, я ответил тебе на вопрос о Причастии в католической общине, что лучше всего поговорить со священником, поговорить искренне и прямо.

О силе правды

Правда сама себя охраняет и того, кто выражает ее. Правда обезоруживает того, кто ее слышит от тебя, даже если он и хотел бы поначалу тебе противоречить. Услышав правду, он будет уже на твоей стороне, хотел бы он того или нет. Такова ее сила. Так говорил о ней твой покровитель, св. Александр Невский: «Бог не в силе, а в правде».

Очень люблю этого святого, много читал о нем. Он обладал очень редкой в наше время харизмой: искреннее стояние за правду и жертвенная любовь к своим подвластным. Посмотри: перед Чингисханом кланялись до земли все бывавшие у него цари, короли, владыки, на коленях приближаясь к трону его; а русский князь Александр подошел к нему в полный рост и лишь слегка преклонил пред ним голову, искренне заявив, что поклоняется лишь Богу живому, а склоняет пред ним голову лишь в знак того, что Бог почтил хана такой великой властью. Восхищенный отвагой князя, хан воскликнул: «Да, это действительно настоящий князь! Правду говорили мне о тебе». И вместо того, чтобы казнить, приказал наградить князя великими дарами.

Скорби приходят от перемещения внимания от Христа к миру

Дорогой мой, ты сам нашел для себя тревоги. Узнав, что тебе надо и радуясь этому, не следует ли благодарить Бога за это, стараясь поступить потом наилучшим образом? Для чего тебе надо было еще что-то искать в интернете? «От добра добра не ищут», и «Два раза Бога об одном и том же не спрашивают».

Потому и предупреждал Господь Иисус Христос своих апостолов: «В мире скорбны будете, но дерзайте, я победил мир». Значит во Христе Иисусе, т.е. получив от Него знание и находясь в доверии Ему, ты можешь «дерзать» — быть в спокойной и отважной смелости; а если захочешь получить это от мира, то найдешь скорбь.

Не беда, считай это для себя наукой на будущее. Доверие Иисусу Христу дает человеку силу, мир и радость, а колебание и сомнение — тревогу и беспокойство, ибо первое — от Бога, второе — нет. Теперь будешь это знать на собственном опыте.

Творение любви и есть правда Божья

Рад за вас, что находите взаимопонимание. Когда радуешь сердце жены, радуется Сердце Иисуса. Так близко Оно к нам.

Как я уже говорил, истинный пост состоит в лишении себя того, что провоцирует тебя на грех и в побуждении себя на творение правды Божьей. Ограничение же себя в пище лишь помогает этому, т.к. обостряет наше внимание к поставленной задаче: отказаться от зла и сотворить правду. Безусловной собственной ценности пост, как голодание, не имеет (сатанисты, например, тоже постятся для упражнения воли). Милосердие же имеет безусловную ценность, ибо это и есть творение любви, т.е. правды Божьей, поэтому оно и поставлено единственным критерием на Страшном Суде (Мф 25, 31—46).

Правильно ты понял основание практической веры — это служение Богу и ближним. Обстоятельства подает нам Бог, потому главное для нас не то, что нам кажется в данный момент «благочестивым», а то, что подает нам в этот момент Сам Бог для исполнения через обстоятельства.

Разве ты не читал в Евангелии, что «то, что им (ближним своим, детям и посланному тебе Богом нуждающемуся человеку) сотворили, Мне сотворили»? Более того, радование сердца ребенка – это радование Сердца Иисуса Христа. В Евангелии Господь высоко ценил детей: «принимающий дитя (во имя Мое), Меня принимает», «соблазнившему дитя лучше было бы быть брошенному в море с камнем на шее» и т. д. и т. п.

Помощь ребенку есть помощь Господу

Помощь ребенку Господь принимает, как помощь Самому Себе.

Высока в очах Господа добродетель служения

Рад за тебя, что ты так поступил. Вот, например, как Господь через моего духовника показал мне правильность интенции служения. Однажды я, написав на бумажке просьбу свою и имена с поминанием родных на Божественной Литургии, хотел передать ее духовнику. Он же в это время уже начал богослужение и находился у алтаря на молитве. Ничего не подозревая, я открыл дверь к алтарю, и войдя, увидел прот. Георгия (духовника), стоящего у алтаря на молитве с поднятыми вверх руками. Увидев меня боковым зрением, он прекратил молитву, повернулся ко мне и с искренне радостной улыбкой взял мою бумажку и сказал, что обязательно исполнит мою просьбу прямо сейчас на Божественной Литургии. Только потом я осознал это. Ведь я думал, что для священника нет ничего важнее Богослужения. Оказывается, деятельное исполнение любви в посланном Богом случае — важнее. Тем более это верно для нас, молящихся дома.

Как я читаю Розарий. Принимать все, как из рук Бога

Читать Святой Розарий можно, идя по дороге или находясь в транспорте, или занимаясь каким-либо механическим трудом. Так делаю и я. Если же имею время уделить всего себя такой молитве – это просто замечательно. Необыкновенно праздничное ощущение.

Однако, как говорил мне мой духовник: «Будь скромным даже в вере». Так что я стараюсь быть благодарным Богу за все, посланное мне. Принимать все, как посланное из Его Собственных рук, и есть стойкость жизненной позиции христианина, его радость, его благодарность Богу.

Ты знаешь, я не слежу за днями календаря, и если бы не Святой Розарий, то не знал бы какой сегодня день недели. Хорошо читать одну часть Розария в день в согласии со всеми. Некоторые читают полный Розарий каждый день, например, монахи, одинокие люди. Не следует стараться во что бы то ни стало прочитать начатую тобою молитву, если что-то прервало ее. Интенция сердца важнее. И если обстоятельства заставляют тебя прекратить молитву, радуйся, что Бог уже услышал ее и послал тебе этот знак.

Лучше исправлять мысли ближнего, чем убеждать его

«Жену свою люби, как самого себя», — говорил мне духовник, а я мысленно еще слышу продолжение: «и больше, если можешь». Он мне говаривал, что не всегда удается убедить человека словами, лучше стараться исправлять его мысли. Не объяснял, как это сделать. А ты как думаешь?

Помышляя о нем доброе, думать, что Господь вот хочет от нас того-то и того-то. Вот Господь по милости Своей и пошлет эту любовную мысль твою ему, и он услышит ее своим сердцем.

Был у меня такой случай. Придя с работы уставший, я включил телевизор и стал смотреть боевик, радуясь, что могу отвлечься. Жена же с натиском стала говорить, что в жизни и так много жестокости, чтобы смотреть ее еще и по телевизору. Естественно, я с чувством посоветовал оставить меня в покое, и дать мне возможность отдохнуть. Жена, недовольно захлопнув дверь, ушла на кухню. Через миг до меня дошло, что мы поссорились. Однако чувство недовольства не оставляло меня, хотелось крикнуть, что она не права, т.к. фильм тут мне служит только поводом, чтобы отвлечься. Заметив это, я решил противостоять этому. Стал думать, какая она у меня хорошая, такая заботливая, и вообще спасибо Богу за такую жену. Продолжая так думать, я вдруг услышал, что открылась дверь. Подойдя ко мне, К., ничего не говоря, вдруг поцеловала меня в щеку. Я был буквально ошеломлен от неожиданности: как будто она слышала мои мысли! Вот так. Слова духовника в точности исполнились.

К жене действительно Бог имеет другой подход. Они воспринимают духом, мы чаще — интеллектом, в этом разница. Потому Господь и посоветовал Аврааму слушать свою жену, ибо через нее часто говорит Он.

Не важно, что Ю. многого не знает, не читала и не имеет желания к этому. Она воспринимает сердцем, поэтому было бы хорошо, если бы вы посещали катехизис вместе. Увидишь, то, что будет говорить она по поводу услышанного, будет истинной сутью того. Сам будешь удивляться. А еще у вас будет меньше тайн друг от друга, вы станете ближе, сможете вместе молиться «Отче наш» перед обедом, вместе ходить с детьми на Богослужения, освящая так свою жизнь. Появятся новые знакомые, новые интересы, самое главное, однако, это то, что в основе всего этого, будет любовь ваша друг к другу. Хорошо она сказала: «Я пойду за тобой». Настоящее слово преданной жены. Очень рад я за нее и за тебя. Да благословит вас Бог, вас и ваших детей.

Всего доброго и светлого, НП

Фото: rosarymeds.com

На страницу цикла