Жажда Бога. Диалог в письмах. Письмо 22

Этот цикл представляет собой переписку двух людей. Александр находился в духовном поиске. Он заметил исключительность христианской вести, но ему нужно время, чтобы принять её как истину, чтобы она по-настоящему стала основой его жизни. Николай Павлович практикующий католик, пришедший из православной традиции, с глубоким чувством христианского единства. С высоты прожитых лет и опыта в Церкви он отвечает на вопросы Александра о Христе, вере и Церкви.


15 октября 2009 года

Не ищи ни любви, ни чести ни от кого

Добрый день, Николай Павлович!

Спешу поделиться одним переживанием. Пытаюсь понять, к чему это (чувствую, что недаром). Случайно схлестнулся на прозе.ру с одним автором. Произошло это случайно.

Между нами случилась довольно жаркая перепалка, я что-то пытался доказать, мне в ответ что-то пытались внушить. Результат — обоюдное недовольство.

Потом пытался нечто доказать своей супруге — тоже вопрос, как мне казалось, шёл о святом, о вере. На деле же не исключено, что я выпячивал свою «самость». В итоге, на неё мне супруга и указала.

Потом с сотрудницей с утра поспорили о теории эволюции. Я не смог ничего доказать, в итоге, мне указали на мои недостатки.

Обида меня захлёстывала: за что же они все на меня накинулись, если я ничего плохого им не делал?

И тут я задумался. На деле, я просто хочу, чтобы они думали так же, как я.

Как избегать соблазна самовольного проповедования? И когда стоит проповедовать (говорить о Боге, дискутировать)? Как различить желание проповедовать из скрытой гордыни от искреннего? Я люблю проповедовать, и даже жена давно еще сказала мне, что мне надо быть проповедником. Но, увы, я сам зачастую несчастен и считаю несправедливым учить людей, как жить, если сам не умею. Или только снисхождение Духа Святого дает это право? И когда Он приходит так явно? Через сколько лет веры с вами такое произошло? Он на меня тоже нисходит временами, но проповедовать не хочется — хочется обнимать жену и просить прощения, делать что-то хорошее.

Сегодня был на исповеди и Причастии в православном храме. В католическом нас не скоро, видать, допустят с женой — священник сказал, что надо год ходить на катехизацию. Правда, сказал, что посмотрит на уровень нашей подготовки.

Так вот, решение пойти причаститься было давно. Но неожиданно сегодня утром дочь разбудила, и решил — пойду. Не постился, не читал канонов, не готовился. Решение пришло неожиданно и утром. Я помолился, как следует, и пошел. На исповеди признался, что обидчив. Батюшка хороший попался, долго с ним беседовали. Он сказал, чтобы я почитал Иоанна Лествичника «Лествицу», потому что там хорошо показаны истоки наших грехов. Я рассказал ему, что один человек (вы) посоветовал мне молиться, если кто тебя обидел: «Не вменяй, Господи, ему во грех». Батюшка несколько переиначил ваш совет: «Кто мы, чтобы указывать Господу? Молись лучше о себе, чтобы Господь тебя помиловал от этой склонности обижаться». А ведь действительно, я обижаюсь на такую ерунду, что грех скорее на мне — человек, как правило и обидеть-то меня не хочет.

Ещё стыдно, что в самом конце соврал священнику на исповеди. Он спросил меня: «Вы готовились к Причастию?» Я сказал «да», и внутренне покраснел. Тут же стал просить прощения у Иисуса за эту ложь. Причастился и как на крыльях полетел домой — было так хорошо! Но чувства этого надолго, увы, не хватило — сейчас уже вернулся в обычное состояние. Я правильно делал, что пошел причащаться? Ведь хотелось же! Порыв души был! А Христос вроде ничего не говорил об обязательности поста перед этим.

С любовью и уважением,
Саша

Храни Господь наш Иисус Христос вас и вашу семью!

*   *   *

16 октября 2009 года

Дорогие Ю. и Саша с К. и О., здравствуйте!

О споре с оппонентом

Что касается споров и словопрений, то я стараюсь избегать этого, так как редко из этого выходит что-либо доброе.

Посмотри, как в таких случаях поступал Иисус. Жалея человека, хотящего Его обидеть, Он предостерегал его от этого зла мудрым словом. Заблуждающемуся давал доброе разъяснение. Желающему познать истину показывал то, что ему мешает в этом. Стремящегося идти за Ним укреплял в этом выборе обещанием Своей помощи. И лишь с лицемерами был непреклонен, откровенно обличая их тайные намерения. В каждом же действии и слове Его сквозила любовь и забота о данном человеке и его вечной судьбе.

Иными словами, вести диалог с человеком, кем бы он ни был, можно только после того, как почувствуешь расположение к нему, как к особе, имеющей ни с чем не сравнимый Божественный дар, заключающийся в том, что Иисус пролил за него Свою Кровь, даже если он не сознает и не признает этого. Ну а как такого можно не уважать?

Вспоминаю своего духовника, который, зная мой горячий нрав, заранее пытался оградить меня от злословия, когда я было заговорил о Магомете (т.е. чтобы я не обзывал его какими-либо словами). Прежде, чем начать разговор об этом, он, взяв меня за руку, благоговейно сказал: «Только помни, что он — ЧЕЛОВЕК, создание Божье!»

Если же трудно удержать себя от эмоций, то лучше просто замолчать, предоставив все Господу.

Господь никогда никого ни к чему не принуждает, этому нужно научиться и нам, если хотим следовать за Ним. Поэтому лучшая проповедь для жены со стороны мужа заключается в оказании ей искренних знаков внимания с добрыми чувствами в своем сердце. Тогда она сама без всякого принуждения пойдет за ним, куда бы он ни пошел. Такова верность женщины. Нам есть чему у них поучиться.

Я часто припоминаю себе совет Господа Аврааму: «Во всем, что ни скажет тебе жена, слушай ее».

Бывает, конечно, что говорит мне вещи не лестные обо мне: что же? А кто нам скажет о наших ошибках, если не Господь вразумит нас устами жены?

В эмоциональных разговорах святые советуют заставить себя вдруг выйти (хоть в туалет) на несколько минут, чтобы остыть и заставить себя замолчать.

Не следует забывать, что «благое хотение» наше может далеко отстоять от воли Господа. Привлечь же человека к Иисусу Христу возможно лишь смиренною любовью, но никак не тем, что одержишь полную победу в дискуссии с ним.

Обида же есть свойство нашей натуры ощущать неприятность при укоре нашей особы. Неприятное чувство пройдет, в конце концов, а вот сказанное слово уже не воротишь.

О Лествице

«Лествица» действительно замечательное произведение, попробуй ее почитать. Через нее Господь однажды меня буквально спас от страшных переживаний и богохульных помышлений. Я вдруг вспомнил о том, что там об этом написано. Взяв ее и найдя соответствующее место, я узнал, что это нападения бесовские и человек за это не в ответе, и сразу же успокоился. После этого такие помыслы уже не приходили ко мне.

Молитва об обижающем должна исходить из жалости к нему

Батюшка мудрый совет тебе дал, вернее, Господь его устами, что истоки обиды находятся не в том человеке, который обидел тебя, а в тебе самом и, если ты будешь молиться о том, чтобы Господь не вменил ему того во грех, думая при этом, что причина обиды в нем, то тем самым как бы сам себя утверждаешь в этом и тогда молитва твоя уже не служит тебе в пользу.

Молитва об обижающем тебя должна исходить из жалости к нему, от того, что оскорбив тебя, он может нанести себе страшный вред, а ты не хочешь быть причиной несчастья кого бы то ни было. Именно такой смысл святые вкладывали в свой совет молиться об обидевшем тебя, побуждая нас к исполнению заповеди Самого Господа: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5,43—44).

Если сможешь найти время, прочитай 5,6,7 главы Евангелия от Матфея.

То, что трудно молиться за обижающего, это естественно для момента эмоционального состояния. В такие моменты можно только и просить: «Господи, помилуй!», а когда успокоишься и придешь в разум, тогда можешь молиться от всего сердца, о чем хочешь, только, чтобы это было искренне.

На исповеди священник лишь свидетель

Со священником же никогда не говори от знания, особенно на исповеди. Исповедь — это разговор с Господом Иисусом Христом, священник же – просто свидетель.

Подготовка к Причастию — в воспитании у себя жажды Бога

Подготовка верующего к Причастию состоит в воспитании у себя жажды Бога, благоговейного желания соединиться с Иисусом Христом в самом тесном духовно-душевно-телесном соединении. Для этого и служат пост, молитвы, богослужения, а более всего — дела милосердия и, конечно, искреннее испытание совести, чтобы исповедать Господу все свои грехи.

Если же ты ощущаешь эту жажду и решил причаститься, получив от Господа разрешение грехов, то это значит, что ты уже готов это сделать. Ну, а если ты уже что-то готов сделать, а тебя вдруг спросят: «Подготовился ли ты к этому?», что ты ответишь? «Да, я готов», — а это, думаю, то же, что сказать: «Не только подготовился, но и готов уже!».

Так что благодари Господа за Его необыкновенную милость, ибо это Он вложил в уста твои правильный ответ, хотя ты и не осознавал этого и более того решил, что сказал неправду.

Для Причащения преградой может служить лишь грех, смущающий совесть человека.

Исповедь не превращай в беседу

Исповедь же не превращай в беседу. Искренне исповедай грехи и сокрушайся о них, мысленно прося прощения у Господа и решив не поступать так больше. Старайся не говорить ничего лишнего, только лишь то, что необходимо. Это Святое Таинство.

Беседовать же можно в другое время и столько времени, сколько пожелает батюшка, но также — с тактом и чувством меры.

Со священником, при исполнении им своего священнического долга, не может быть приятельских разговоров.

Привожу тебе одну вещь.

Как достичь мира Божия

Как достичь мира Божьего, при котором в человеке пребывает Бог?

Вот советы оптинского старца Анатолия. «Старайся по силе быть в мире душевном, ибо о Боге сказано: «В мире место Его». Т. е. Бог Сам живёт в том человеке, у которого мирное сердце. Главное, считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести ни от кого, а сам ко всем оные имей — вот и получишь мир! А как только начнёшь искать, чтобы другие тебя заметили, да отыскали бы в тебе достоинства и некоторые добродетели, тогда прощай мир душевный!»

Передай привет Ю., мудрой жене своей.

Бог с вами и Божья Матерь, НП

На страницу цикла