Этот цикл представляет собой переписку двух людей. Александр находился в духовном поиске. Он заметил исключительность христианской вести, но ему нужно время, чтобы принять её как истину, чтобы она по-настоящему стала основой его жизни. Николай Павлович практикующий католик, пришедший из православной традиции, с глубоким чувством христианского единства. С высоты прожитых лет и опыта в Церкви он отвечает на вопросы Александра о Христе, вере и Церкви.
10 февраля 2010 года
Да примет Господь эту жертву…
Здравствуйте, дорогой во Христе Николай Павлович!
Я хотел спросить у вас одну вещь. На Мессе во время Евхаристии произносится фраза «Да примет у нас Господь эту жертву». И в молитве, которая читается наподобие Розария, та же формулировка. Там десять раз повторяется «2Ради Его страданий будь милосерден к нам и ко всему миру». И опять слова о нашей жертве Отцу Предвечному.
Мне такая формулировка кажется неправильной. Возможно, я неправ. Какая же это НАША жертва Богу? Это не жертва, это дар Божий. Это приобщение к телу Христову – каждая Евхаристия приближает нас к Богу. Вот Господь Себя принёс в жертву – это да. А мы уже не жертву Богу приносим, а получаем от Него великий дар, причём абсолютно незаслуженный, не требующий от нас какого-либо особого усилия или жертвования. Нет, конечно, в духе своем мы должны делать усилия, чтобы с должным рвением и почтением приступить к Евхаристии…
И вот, слова «ради Его страданий будь милосерден к нам и ко всему миру». Думаю, Отец милосерден гораздо более нас и Его не нужно молить о милосердии. Или я неправ?
Мне не очень понятно, что Евхаристия подаётся как жертва Богу-Отцу во имя Христово. А мне кажется, что это дар Христа всем нам, и мы должны принимать Его тело с благодарностью. Ведь Иисус себя принёс не в жертву Отцу, который, «милости хочет, а не жертвы», а пострадал ради нас, в грехах погрязших. Жертва – это когда надо кого-либо умилостивить. А Отец так нас любит, что Его не нужно умилостивлять. Он послал своего Сына, чтобы тот РАДИ НАС, погрязших в земном, грешном, умер на кресте.
Вот такой вопрос у меня, Николай Павлович. Хочу уяснить для себя этот момент, а то на Мессе меня эти размышления смущают немного.
С уважением,
Саша
* * *
11 февраля 2010 года
О жертве Христовой в Святой Евхаристии
Дорогой Саша, здравствуй!
Ты правильно мыслишь о милости Божьей, дарованной нам Иисусом Христом в святой Евхаристии, однако, дорогой мой, ты должен еще правильно понять и привыкнуть к тому языку, который сформировался на Богослужениях в течении длительного времени.
Да, жертва Господа Бога и Спасителя Иисуса Христа, принесенная однажды, дарована нам в совершении святой Евхаристии, которую Он Сам нам заповедал совершать, сказав: «Сие творите в Мое воспоминание». Иными словами, это есть Святое Таинство, совместно творимое Богом и людьми, для совершения которого необходимо участие человека. Без человека святой жертвы Иисуса Христа совершаться не будет. Бог один, без участия человека, ничего не позволяет Себе делать в отношении человеков. Почему? Потому что человека Он создал подобным Себе, личностью со свободной волей, и, следовательно, во всем, что касается человека, требуется его соучастие, как самостоятельной личности.
Могут сказать: а как же потоп? Разрушение Содома и Гоморры? На это Сам Бог говорит: «грехи их вопиют». Иными словами, естество человека, созданного по образу и подобию Божьему, подавляемое и разрушаемое необузданными страстями, вопиет к Богу немым гласом. Ведь даже мертвое дерево трещит, разрубаемое топором.
Итак, для совершения Жертвы Христовой (Святой Евхаристии) требуется соучастие человека. Вот это малое семя Господь возносит, как принятие жертвы, Сам Ее принося. Почему? Потому что безумно любит нас и наше малое приношение в виде участия, молитв, приношения хлеба и вина и других приношений также принимает, как жертву, называя это таким же словом. Должен тебе сказать, что последование Святой Мессы (Литургии) не изобретение человеков, но сообщено то Духом Святым через Его святых: апостолов в первые времена (апостол Павел особенно это подчеркивает, говоря, что научен тому Самим Богом), святых отцов Церкви (например, св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст). Настоящее чинопоследование утверждено на II Ватиканском Соборе.
Поскольку в этом Святом Таинстве первым действующим лицом является Святая Троица: Отец и Сын и Дух Святой, то совершаемое уже не ограничено ни временем, ни пространством, т.е. эта «бескровная жертва» реально соединяется с той Голгофской жертвой, принесенной Богу Иисусом Христом, поэтому (по откровению одному святому) на Небе и ангелы и святые называют Евхаристию «Голгофской жертвой».
О милосердии Христовом и о молитве «Венчик Божьему Милосердию»
Что касается молитвы, которую ты мне приводишь, то это Венчик Божьему Милосердию. Его в точности, слово в слово, продиктовал св. Фаустине Ковальской Сам Иисус Христос. Комментарии, как говорится, излишни. Очень люблю я св. Фаустину, многим ей обязан и очень ценю ее «Дневник». Он является моей настольной книгой. Ничего подобного в христианской литературе я не встречал, это дар Иисуса Христа последнему времени, которое Он назвал временем Своего Милосердия. Господь ожидает от верных большего почитания Его Милосердия, об этом Он Сам говорил св. Фаустине.
Милосердие есть центр спасения и Сердце Иисуса Христа.
НПК