Этот цикл представляет собой переписку двух людей. Александр находился в духовном поиске. Он заметил исключительность христианской вести, но ему нужно время, чтобы принять её как истину, чтобы она по-настоящему стала основой его жизни. Николай Павлович практикующий католик, пришедший из православной традиции, с глубоким чувством христианского единства. С высоты прожитых лет и опыта в Церкви он отвечает на вопросы Александра о Христе, вере и Церкви.
15 марта 2010 года
Не важно, какой рукой есть
Добрый вечер, дорогой во Христе Иисусе Николай Павлович.
У меня к вам ряд вопросов, как обычно, накопился.
1. Почему католики крестятся слева направо, а православные наоборот? Есть ли этому какое-то разумное объяснение? Мне лично кажется, не важно, как креститься – важно то, что у тебя при этом внутри. В католическом храме я крещусь, как все, дабы никого не смущать. Не придаю этому особого значения. Но наедине всегда крещусь по-православному, когда молюсь. Так привычней, роднее. Да и вообще мне кажется, что в Католической Церкви как-то сдержаннее молятся, по-западному. В Русской Православной – страстно, у нас и на пол могут упасть в исступлении, и никому это странным не покажется. А в костёле как-то цивилизованно. Да и привычка припадать на одно колено мне кажется пока ещё забавной – как реверанс. По душе больше земной поклон. И в пол лбом. Столько чувств порой бывает, особенно, когда чашу выносят.
Кстати, на досуге прочитал некоторые труды про различия Православия и Католичества. Аргументация, как мне показалось, серьёзная. Уже жалею, что начал это чтение – православные авторы довольно обоснованно проанализировали духовную жизнь католиков. От этого у меня возникли сомнения – кажется, что Православие мне больше по душе.
2. Как быть, если наваливается плохое настроение, гнев, раздражение? Что делать, если всё это мучает в течение достаточно долгого времени? Поститься? Голодать? Пробовал ничего не есть, но понял, что это только увеличивает раздражение.
С уважением и любовью во Христе,
Саша
* * *
20 марта 2010 года
О том, какой рукой креститься
Дорогой Саша, здравствуй!
Дорогой мой, относительно того, как креститься, то это дело традиции и даже более того – удобства. Св. Варсонофий Великий, отвечая на этот вопрос, сказал, что вот в данный момент он перекрестился левой рукой, т. к. правая у него была занята писанием.
Это не существенно.
Возвеличенный Богом Василий Великий крестился по-православному, св. Франциск Ассизский, которого Сам Иисус называет великим святым, крестился по-католически. По-католически крестилась св. Фаустина Ковальская, о которой Сам Иисус сказал, что никто из людей не любил Его так, как она.
А еще я тебе скажу: не так важно, какой рукой есть – главное насытиться.
Не выбор традиции (католической, православной или протестантской) важен для спасения, а выбор Иисуса Христа своим личным Спасителем, Господом Богом Всемогущим и Творцом всего, что ни есть.
«Роднее», «страстнее», «по душе»… Саша, это не аргументы. «Благими хотениями дорога вымощена в ад», и что до того, что хотения эти были «благими», если от них колоссальный вред?
Я не говорю понаслышке, не говорю по знакомству из литературы, я говорю то, что пережил на собственной шкуре. Это я тебе относительно твоих чтений, где много «умных» советов и мнений, но где автор понятия практического не имеет, что значит находиться в католической традиции и что значит – в православной. Откуда он может судить о том, как «католики» переживают видения или молитвы? Путем медитации, которую сам отвергает? Нет? Тогда, каким образом он проник в сердце католика? Да и как человек может судить о душевной жизни другого человека? Еще в 19 веке замечательный русский мыслитель А.И. Введенский научно и философски доказал, что проникнуть в душевную жизнь другого человека невозможно. Для человека верующего это ясно было уже давно из Святого Писания: «Сердцеведец один лишь Бог».
Что ты вслед этим радетелям формы вторишь их сентенциям?
Скупая форма католической традиции и явилась следствием отхода от вычурности форм и обилия словесного орнамента, а также стремлением к лаконичности, скромности и смирению пред Богом.
Выбирать должно не между православием, католичеством, протестантизмом (это ложная позиция, т.к. у Бога Церковь одна), а единственного Иисуса Христа, истинного Бога и совершенного Человека.
Я, даже находясь в православии, убеждал своего духовника в истинности Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы, а это один из основных догматов католичества, о чем я тогда совсем не задумывался. Для меня истина была дороже даже отношения ко мне самого духовника. Конечно, это не моя сила, а благодать Божья, помогавшая мне, но важна также решимость самого человека.
Да поможет тебе Бог и Пресвятая Богородица служить Иисусу Христу, не лицемеря пред человеками, какие бы блага они тебе ни предлагали, даже если это будут священники, епископы и патриархи.
Смысл поста — в милосердии
Я специально написал в Повести о том, как я постился (продолжительное время ничего не ел и не пил по трое суток в неделю), чтобы показать, что так делать можно лишь по особенному Промышлению Божию, как правило же таковое не имеет смысла, т.к. смысл поста – в милосердии. Даже немного голодая, опытом соединяешься в чувстве с Иисусом Христом, сорок суток голодавшим ради нас в пустыне, — т.е. творишь это из любви к Нему, а это и есть милосердие. Когда из сострадания помогаешь другому, то помогаешь Христу, страдающему в этом человеке, а значит — творишь милосердие.
Исцелиться верой не значит стать свободным от страданий
Исцелен ты, Саша, верою во Христа, но это не значит, что ты должен перестать ощущать боль от уколов, ушибов и ранений. Мы люди, не ангелы, и живем на земле, а не на небе, а на земле пока еще существует страдание, и даже праведники не свободны от этого. Царство же Божье есть не пища и питие, но благодать, радость и мир во Духе Святом, как говорит то Дух Святой устами апостола Павла.
С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем, НПК