Жажда Бога. Диалог в письмах. Письмо 45

Этот цикл представляет собой переписку двух людей. Александр находился в духовном поиске. Он заметил исключительность христианской вести, но ему нужно время, чтобы принять её как истину, чтобы она по-настоящему стала основой его жизни. Николай Павлович практикующий католик, пришедший из православной традиции, с глубоким чувством христианского единства. С высоты прожитых лет и опыта в Церкви он отвечает на вопросы Александра о Христе, вере и Церкви.


27 апреля 2010 года

Буква убивает, дух животворит

Здравствуйте, дорогой во Христе Николай Павлович!

Как ваши дела? Давно с вами не списывались. Как там в Польше после гибели президента Качиньского под Смоленском? 

У меня дела нормально. С переменным успехом борюсь с искушениями разными, обнаруживаю у себя массу недостатков, в которых трудно покаяться и даже признаться перед собой. Недостаток любви, неспособность жертвовать собой для других, леность, лукавство, а самое главное – осуждение других людей и превозношение. Превозношусь моментально и порой незаметно для себя.

Надо думать о себе и своей семье. Думать о своих грехах, а не рассуждать, какие плохие правители. Вот, Иоанну Крестьянкину было откровение от Господа: «Стой и смотри, что Я допустил для вашего вразумления без внезапной кончины людей. Виновных не ищете. Виновных не ищите. Молитесь. Будьте в жизни во всем очень осторожны». Вот так. Я в последнее время забыл, что надо менять себя самого и только через это – окружающий мир. А гневной борьбой я только разрушаю себя, больше ничего.

Не знаю, как отвлекаться от таких состояний. Перестать, что ли, читать новости и читать только христианские источники?

Недавно ввязался в спор на сайте нашей епархии о переводе богослужений на современный русский язык. Кто-то был за меня, а кто-то против. А вы как считаете – оправдано ли служение на церковнославянском, когда новопришедшие прихожане мало что понимают?

С уважением,

Саша

*   *   *

27 апреля 2010 года

Об авиакатастрофе под Смоленском 10.04.2010

Саша, дорогой мой, здравствуй!

Сильное потрясение пережили. Слава Богу, Христос Воскрес! В наше время другой способ и мученичества, и мученической смерти. Ничего целого в авиакатастрофе не осталось, все разорвано, обожжено, разбито, кроме венка цветов, который вез президент, чтобы возложить на могилы мучеников. Один он сохранился почти невредимым. Знак Божий. В древней Церкви венок означал мученическую кончину. Кстати, на месте президента во время Литургии также стоял венок цветов. Лех Качиньский – единственный президент настоящего времени, который открыто исповедовал христианские ценности. Не стеснялся с трибуны даже цитировать Евангелие. Царство ему Небесное! Ему и всем во Христе почившим.

О вреде религиозных штампов и великой пользе любви к Иисусу Христу

Вижу, что ты углубляешься в православную терминологию. Ты один из немногих, который прочитал многое мною написанное. Странно мне, что ты там не увидел того, ради чего я и написал это: «Берегитесь внешнецерковной идеологии. Не думайте найти истину в штудировании «духовной» литературы. Избегайте религиозных штампов. Встать на рельсы религиозных поучений значит ориентировать свой дух на букве, «буква же убивает, дух животворит». Жить надо верой, а не возрастать в религиозных знаниях. Некоторые святые откровенно заявляли, что читать религиозную литературу вообще не следует: вреда она приносит больше, чем пользы. Христианство не есть религия, т.е. система верования в некоторые религиозные догматы. Христианство есть живая жизнь с живым Богом в постоянной живой связи с Ним, через исполнение Его заповедей доказывая Иисусу Христу любовь к Нему».

Вижу уже у тебя схематический подход, распространенный в церковной среде: такой шаблон, стереотип. Я не против Иоанна Крестьянкина. Не против и других старцев. Однако попугайничение очень вредит душе, вредит самостоятельности человека, как личности, которую и уважает Господь, которой радуется, когда мы умело ей пользуемся.

Об использовании родного языка на богослужениях

Что касается использования родного языка на богослужениях, то православные богословы забыли совсем то, от чего начиналось православное славянское богословие и богослужение. Кирилл и Мефодий, учители славянские, опровергали латинизм в богослужении католиков, замечательным способом словом Божьим доказывая, что т.к. и молитвы, и богослужения есть основа жизни христианина, то и вплетены они должны быть в его жизнь, а значит, должны быть элементами его повседневного языка. Даже Папа Римский поддержал их, когда они обратились к нему после споров с немецкими епископами, и благословил распространять Слово Божье на языках тех народов, где они будут. Таким образом и появился церковнославянский язык. По их примеру и русские миссионеры Сибири и Китая благовествовали на родных языках тех народов. Теперь же православные богословы оперируют точно теми же аргументами, что использовали латинские епископы, почти в точности воспроизводя их.

В объяснениях же другому лицу следует руководствоваться любовью, а не рациональным подходом к убеждению в истине.

Передавай привет, дорогой мой, мудрой жене твоей, обними своих деток.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем.

Христос Воскрес!

НПК

На страницу цикла