Кто задумывается о существах мира невидимого? Вероятно, только те, кто рассчитывает на опеку и защиту с их стороны. Вряд ли человек самоуверенный, верящий в исключительность и безграничность человеческих способностей, будет размышлять о том, как строены Небеса и чем заняты существа, населяющие их. Человек, верящий в исключительность своих сил, занимается самосовершенствованием, не рассчитывая на помощь или содействие извне.
Иначе происходит с христианином. Он черпает силы к внутреннему изменению именно на просторах мира невидимого, и поэтому те изменения, которые претерпевает христианин, подобны Преображению Господа. Христианин ориентируется на преображение «свыше» всей натуры как целого, он стремится превзойти человеческую природу, ту природу, на которую надеется человек самодостаточный. Поэтому так важно христианину знать о существах, которые населяют мир невидимый, о тех, на чью поддержку он может рассчитывать.
Итак, «Бог повелел, чтобы высшие силы служили пребывающему на земле человеку – по причине достоинства образа, которым облечен человек», — так пишет Иоанн Златоуст. И у нас нет оснований ему не доверять, поскольку наше достоинство зиждется на образе Божьем.
И вот Товия, сын благочестивого Товита, должен отправиться в Раги Мидийские, чтобы забрать сбережения своего отца – десять талантов серебра. Товит не может отправить сына одного и находит ему достойного спутника, Азарию, своего родственника. Но Товиту невдомёк, что под видом Азарии скрывается Ангел Божий. Благочестие Товита столь велико, что Господь посылает ему утешение: Архангел Рафаил в телесном обличии служит праведнику и его сыну, устраивает все дела благочестивого семейства, незримо противостоит злому духу Асмодею.
Архангел Рафаил называется Товиту Азарией. Некоторых читателей Библии смущает такой поступок Ангела, и они спешат обвинить Рафаила во лжи. Но здесь важно понять, что Рафаил действительно является в облике Азарии и поэтому таковым себя называет. Блаженный Августин толкует эту ситуацию так, что если бы Рафаил явился в ангельском образе, то привел мы Товита и Товию в трепет и не выполнил бы возложенной на него миссии.
Ангелы – сверхъестественные существа. Они предельно чисты и поэтому не могут подойти к человеку, обуреваемому страстями. Греховная природа человека может оказаться противной для них. Святитель Василий Великий пишет: «Как пчел трудящихся отпугивает дым, так и Ангелов – наши плохие дела». Если люди уклоняются от тех, кто им неприятен, так неужели Ангелы, существа чистые, не будут избегать того, кто живет по законам мира и его интересами?
Ангелов много, и они наполняют всю Вселенную. Иоанн Златоуст сказал, что Бог сотворил Ангелов и Архангелов сразу всех одновременно, и их так много, что они «превосходят всякое число».
Они бестелесны – невидимы.
Они не претерпевают изменения – вечны.
Они умны – обладают разумом.
По словам св. Григория Богослова, одно из ангельских назначений – «насыщать ум величием Божиим и в Светлой Троице черпать безмерный свет».
Ангелы равнобогаты, поэтому не бывает среди них ссор и распрей. Человек устроен сложнее, поэтому-то и не способен на равнобогатство, да и сама идея равнобогатства должна быть чужда человеку, поскольку приводит к революциям и войнам.
Помня, что есть ангелы «злобы поднебесной», мы можем сделать вывод о том, что духовные существа святы благодаря общению с Духом Святым и лишь благодаря Ему пламенеют. «Ты творишь Ангелами Своими духом и служителями Своими пламенеющий огонь» (Евр 1,7).
Следуя учению Псевдо-Дионисия Ареопагита, в Ангельской иерархии можно выделить девять чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангел хранитель.
Серафимы ответственны за красоту окружающего нас мира. Они в полноте видят славу Божию и приносят нам красоту, о которой спорят философы и которую пытаются отразить художники. Видимо, мирское искусство считает себя вечным только потому, что черпает силы в плодах трудов Серафимов. Мирское искусство обольщается, а Ангелы продолжают своё служение.
Херувимы – это суть умы понимающие, они открывают людям Истину, но при этом пребывают в молчании. И именно поэтому человек молчаливый порой нам кажется умнее многословного.
Престолы – это Ангелы, воспевающие Славу Господню. Владимир Набоков посвятил им такие строки:
И ясно вдалеке виднелась ширь морская,
Простор зеркально-голубой.
И звучно Ангел пел, из мира в край иной
Неспешно улетая.
И песнь растаяла в блуждающих лучах,
Наполнила всё мирозданье.
Величие Творца и красоту созданья
Он славил в небесах…
Господства – это Ангелы, вразумляющие человека. Они пробуждают нашу совесть. Господства не противостоят злу, они проявляют в нас образ, заложенный Творцом, и, напоминая о нашей неблагодарности, побуждают к покаянию.
Силы – это Ангелы, призванные творить на земле благо, умножая Славу Божью. Силы творят благодеяния вокруг нас.
Власти пребывают в противостоянии духам злобы поднебесной. Они воины. Их удел – непрестанное сражение с полчищами сатаны. В Откровении Иоанна Богослова сказано: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось для них уже места на небе» (Откр 12, 7-8). При этом в послании Апостола Иуды подчеркивается кротость Ангелов, в частности Архангела Михаила: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд 1,9). Как мы видим, Ангелы обладают не только силой, но и реальной властью в кротости низвергать дьявола.
Начала укрепляют ум человека, чтобы он мог постигать совершенство Божьего творения. Начала дарят человеку радость открытия и позволяют увидеть вещи такими, какими их видит Бог.
Архангелы – это наивысшие Ангелы. Их семь: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. У каждого из них, в свою очередь, своё призвание. Имена Архангелов отражают их призвание.
Михаил переводится «кто как Бог». Он служитель Божественной славы, страж и защитник чести Божией.
Гавриил – «сила Божия», служитель Божественной крепости и изъявитель сокровенных таинств Божиих. «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк 1, 26-27).
Рафаил – «врачевание Божие», служитель Божественных исцелений, чудесно изливаемых свыше на немощное естество. В Книге Товита он так говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов 12, 15).
Уриил – «огонь или свет Божий, просветитель», освещающий познанием Бога и воспламеняющий сердца человеческие любовью. В 3-й книге Ездры читаем о том, как Ездра помышляет познать Величие Божие и ему является Архангел: «Тогда отвечал мне посланный ко мне Ангел, которому имя Уриил. И сказал: сердце твоё слишком далеко зашло в этом веке, что ты помышляешь постигнуть путь Всевышнего» (3 Езд 4, 1-2).
Селафиил – «молитвенник Божий», служитель Божественных молений, всегда молящийся Богу о роде человеческом, учащий людей усердной, богомысленной молитве и побуждающий к ней.
Иегудиил – «славящий Бога», помощник в трудах и подвигах, укрепляющий тех, которые в чем-либо трудятся во славу Божию, он же раздает воздаяние от Бога.
Варахиил – «раздаятель благословения Божия», служитель Божественных благословений и дарований, посылаемых людям благоутробием Божиим.
И наконец, Ангел хранитель. То самый Ангел, который приставлен к каждому праведно живущему человеку. При этом и в Ветхом, и в Новом заветах Ангел хранитель выполняет своё призвание по указанию свыше.
Так, ветхозаветный праведник Иаков свидетельствует: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя моё и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли» (Быт 48, 16).
Христос же предупреждает приходящих к Нему: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18, 10).
Удивительно устроен духовный мир. Множество существ населяют его, и всё для того, чтобы человек, «венец творения», мог прийти ко спасению и обрести жизнь вечную. Бог ценит нас, людей, мы Ему небезразличны. И поэтому Творец промысливает нашу жизнь и посылает нам в помощь существ, способных изменить наш путь и направить его к «узким воротам», в которые мы лишь «ищем войти», да «не возможем» без Божьей помощи.
Сергей Плахотников
Источник: Журнал «Твой Благовестник» №1-2, 2000