Дорогие братья и сестры! Начался Великий Пост. Особый период в литургическом году и в нашей христианской жизни. Это время должно отличаться как-то от нашей обычной жизни, от остального времени.
Откуда в практике Церкви именно сорокадневный пост? Ответ находим сегодня в Евангелии: такой пост переживал сам Иисус Христос – сорок дней молитвы и поста в пустыне. Это и для нас подсказка, что на время поста мы должны уйти в пустыню. Конечно, сделать это буквально невозможно. Во-первых, у нас рядом нет пустыни, во-вторых, у нас есть работа, учеба, обязанности и нам на 40 дней уединиться не получится. Но мы можем в нашу жизнь вкладывать какие-то элементы пустыни.
Иисус идет в пустыню, чтобы побыть в тишине, наедине, и там молиться и размышлять. Такие моменты можем и мы внести в нашу жизнь во время Великого Поста. Стоит, чтобы и в нашей жизни, так часто полной шума и суеты, было и время пустыни – тишины, одиночества, уединения, размышления, молитвы. Поэтому Церковь рекомендует в это время отказаться от веселых забав, громкой музыки.
Но пустыня это не только тишина и одиночество, это не только отсутствие веселья и музыки. Когда сегодня читаем Евангелие, слышим: «Дух ведёт Иисуса в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною». Слышим также, что там были звери, и что Ангелы служили Ему. Никаких людей… но были Ангелы – добрые – которые Ему служили и злые, которые Его искушали.
Св. Марк, автор сегодняшнего Евангелия, в отличие от других Евангелистов, не пишет конкретно как, чем искушал сатана Иисуса. Слышим, что злой дух там был, искушал Иисуса сорок дней. Не слышим про конкретные три искушения, но про присутствие лукавого сорок дней – всё время. А значит пустыня — это не приятное место отдыха от повседневного шума, но это борьба с искушениями. Таким должен быть и наш Великий Пост.
Чтобы это как-то себе представить, можем попробовать просто сесть в тишине, дома, в каком-то другом месте, где нет других людей, ничего не делать, не включать телевизора, компьютера, музыки… просто посидеть в тишине. Как мы себя тогда чувствуем? Какие мысли крутятся по нашей голове? Какие ощущения?
Думаю, что иногда может быть и хорошо и приятно: молитва, святые мысли, благодать… Но чаще приходят угрызения совести, переживания, страх, уныние… Кажется, в такой момент мы более ощущаем тяжесть жизни. Мы часто боимся таких моментов, боимся тишины, поэтому включаем что-нибудь, чем-то занимаемся…
Помню воспоминания человека, который участвовал в реколлекциях – 8 дней в тишине. Сначала, говорит, было хорошо, такой отдых, спокойствие, но потом, на второй, третий день, я думал, что с ума сойду. Но потом в конце, было спокойно, мне даже это понравилось, я мог бы еще так остаться.
Нам надо иногда выйти смело в такую пустыню. Даже если будет трудно, даже если будут приходить разные плохие мысли и ощущения, не бояться посмотреть им в глаза, определить, назвать эти мысли, эти чувства.
Злой дух часто выигрывает, потому что мы его не замечаем, не видим ясно и четко его присутствия и его хитрых, коварных планов, не называем греха грехом и искушения искушением. Есть даже такая поговорка, что в мутной воде дьявол рыбу ловит. Он не любит, когда его присутствие и действия мы ясно видим и ясно называем. Пустыня помогает нам это четко увидеть, определить, назвать – увидеть, заметить искушение.
Само искушение не является еще грехом. Иисус не совершил никакого греха, но был искушаем злым духом. Кто-то интересно сказал, что искушение — это час принятия решения, а значит, время ценное, творческое. В момент искушения мы должны разговаривать с Богом, прося, чтобы Он был с нами, чтобы нам помог. Поэтому молимся каждый день: «и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого».
Если во время искушений мы разговариваем только с искушением, тогда проиграем, но, если умеем разговаривать с Отцом, мы победим искушение, и это будет шаг вперед на пути нашей святости.
Великий Пост, это время тяжелой борьбы, войны, которая происходит в наших сердцах. За каждую нашу мысль воюют добрые и злые ангелы, но результат этой борьбы зависит от нас. Помощью в этой борьбе являются молитва, пост и милостыня. Иисус дает нам пример, как побеждать искушение, как не поддаваться искушению, как выдержать напор злого духа. Надо нам выйти в пустыню, посмотреть искушению и искусителю в глаза и с Божьей помощью победить.
Церковь нам предлагает моменты пустыни во время Великого Поста:
— Крестный Путь – размышление над страданием Иисуса.
— Адорация – поклонение Пресвятым Дарам, тихая молитва перед Иисусом присутствующим в Пресвятых Дарах.
— Реколлекции, духовные упражнения, которые проходят в приходе в течение Великого Поста.
Кроме этого рекомендуется, чтобы мы сами искали в своей жизни пространства пустыни, таких мест, такого времени, когда мы сможем побыть в тишине, наедине с Богом и с самим собой. И не надо бояться, если в своем окружении заметим злого духа и его искушения. Если мы с Богом, это не страшно.
И если будет нам трудно, и если будут приходить трудные мысли, если будет приходить страх, чувство одиночества, разные неприятные воспоминания, искушения, не надо бояться, не надо убегать – в жизни не всегда должно быть приятно. Неприятно не значит плохо. Когда идет борьба, это чаще всего трудно, сложно, неприятно, но когда увидим победу, радость будет больше, чем раньше.
Иисусе, который сорок дней молился и постился в пустыни, и там был искушаемый злым духом, помоги и нам глубоко, по-настоящему пережить Великий Пост и в это время победить много пороков, грехов и искушений. Будь с нами в каждый день этого времени и в каждой борьбе.
о. Марэк Ящковски
Источник: Размышления на каждый день