Святой Освальд, епископ Йоркский, родился в Англии в 20-х годах Х века в знатной датской семье, имевшей разветвлённые родственные связи с представителями власти и Церкви. Повторяя известную английскую поговорку, можно сказать, что Освальд «родился с серебряной ложкой во рту», и с самых юных лет мог рассчитывать на очень благополучную и успешную жизнь. Архиепископ Кентерберийский Ода приходился ему дядей, состоял он в родстве и с архиепископом Йоркским Оскителом. Благодаря заботам своего дяди он получил хорошее образование и ещё молодым человеком был назначен деканом Винчестера. Вероятно, он мог рассчитывать на дальнейшее успешное продвижение на этом поприще и со временем, не прилагая особенных усилий занять видное место в церковной иерархии Англии. В то время, нередкой была практика занятия церковных должностей очень молодыми людьми и даже маленькими мальчиками, причём для этого не обязательно было иметь духовный сан. Главной целью таких назначений было стремление обеспечить члена семьи доходом от церковных земель. Но в случае с Освальдом всё сложилось совсем иначе – молодой человек очень серьёзно отнесся к своим обязанностям. Оказавшись деканом, он счёл, что ему не хватает знаний и опыта для того, чтобы хорошо исполнять свои обязанности и, вероятно, по совету архиепископа Оды избрал местом учения монастырь Флёри во Франции, где находилась одна из известнейших в то время богословских школ, основанная св. Одоном.
Х век вошёл в историю Церкви, как время реформы монастырской жизни. Центром реформы было Клюнийское аббатство, объединившее вокруг себя несколько монастырей, монахи которых стремились жить в строгом соответствии с уставом святого Бенедикта. Аббатство Флёри входило в число этих монастырей. Во Флёри Освальд пробыл до 959 г. и здесь был рукоположен во священника. Один из его биографов говорит, что молодой монах из Англии прекрасно знал литургию (в монастырях, принадлежавших Клюнийской конгрегации, особое внимание уделялось благоговейному и величественному служению литургии), отличался мягким уравновешенным характером и обладал красивым голосом и располагающей внешностью. Рассказывали, что однажды, когда Освальд служил мессу, в храм влетел и стал парить над алтарём прекрасный белый голубь, что было расценено очевидцами, как несомненное чудо. Неизвестно, собирался ли Освальд, закончив обучение во Флёри, вернуться в Англию, или предполагал остаться в монастыре, но в 959 г. его дядя, епископ Кентерберийский просил его возвратиться. Освальд незамедлительно вернулся, но уже не застал дядю в живых.
Ситуация, сложившаяся в поместной Церкви Англии в середине Х века, требовала серьёзных реформ. Вернувшись на родину, Освальд принялся проводить их в духе Клюни, действуя разумно и осторожно. Здесь в Англии он нашёл покровительство и поддержку выдающихся деятелей Церкви епископов Дунстана и Этельвольда, как и он, бывших сторонниками Клюнийской реформы. В 961 г. он был хиротонисан во епископа Вустера и основал здесь монастырь Пресвятой Девы Марии, жизнь в котором основывалась на строгом соблюдении устава святого Бенедикта. В течение нескольких лет он восстановил монастырь в Олбани и основал монастырь в Уэстбери-на-Триме. В 971 г. его попечением начинается строительство монастыря в Рамси, ставшего любимым детищем епископа. За годы епископства святым Освальдом были основаны или возрождены многие монастыри, в том числе в Уинчкомбе, в Першоре, в Ивешеме, но монастырь в Рамси, всегда оставался его любимой обителью и предметом постоянной отеческой заботы. Стремясь к тому, чтобы монахи получали должное образование, он пригласил сюда выдающегося теолога Аббона Флёрийского, приобретал книги для монастырской библиотеки и гобелены для украшения монастырского храма.
В 970 году был принят документ Regularis Concordia, регулирующий монашескую жизнь Англии, в создании которого святой Освальд принимал деятельное участие.
В 972 г. Освальд стал архиепископом Йорка, но, с особого разрешения Папы, продолжал оставаться и епископом Вустера. Управление сразу двумя епархиями было непростым делом, особенно в эпоху Средневековья, когда письма доставлялись скороходами, а поездка из одного города в другой занимала несколько дней, но благодаря энергичному и деятельному характеру святому это удавалось. Он часто посещал приходы и монастыри двух своих епархий, заботился не только о духовных, но и о житейских нуждах своей паствы.
28 (по другим источникам 29 февраля) 992 г. архиепископ Освальд Йоркский, омыв ноги двенадцати нищим, как он делал всегда во время Великого Поста, отошёл ко Христу. Весть о его смерти собрала у его смертного одра множество жителей Вустера, оплакивавших своего епископа, которого ещё при жизни, за кротость, доброту, молитвенный дух и великодушие они считали святым. Его похоронили в крипте Вустерского собора, где так часто его видели молящимся, и в то время, как похоронная процессия сопровождала тело святого к месту погребения, над ней парил белый голубь.
Анна Кудрик
Читать полностью: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве