Литургия: её источник, суть и значение

Что такое Литургия?

ЛИТУРГИЯ – это официальное богослужение Церкви.

ЛИТУРГИЯ – это не мероприятие, зависящее от хороших идей и отличных песнопений. Литургия не делается и не изобретается. Она – нечто живое, выросшее из веры на протяжении тысячелетий. Богослужение – это святое, досточтимое событие. ЛИТУРГИЯ становится увлекательной, когда мы ощущаем присутствие Самого Бога под видом её святых знаков и в её драгоценных, зачастую древних молитвах.

* * *

ЛИТУРГИЯ (греч. leiturgia – общее дело, служение народа и для народа) – участие Народа Божия в «деле Божьем». Сердце Литургии – Святая Евхаристия; её дополняют другие священнодействия, например, совершение других таинств, благословения, Литургия часов, процессии и т.п.

* * *

«Литургия – это не просто собрание одной группы людей, которая сама себе устраивает праздник… Мы участвуем также… в общении святых,… когда вместе с Иисусом предстоим перед Отцом… Да, это в известной степени Литургия Неба». (Кардинал ЙОЗЕФ РАТЦИНГЕР, впоследствии Папа Римский БЕНЕДИКТ XVI, из книги «Бог и мир»)

* * *

См. также ККЦ 1077-1112

Почему Литургия имеет приоритет в жизни Церкви и каждого человека в отдельности?

«Литургия – это вершина, к которой направлено делание Церкви, и одновременно источник, из которого проистекает вся её сила» (II Ватиканский Собор).

Во времена земной жизни Иисуса люди стекались к Нему целыми толпами; они жаждали от Него исцеления. И в наше время мы тоже можем встретить Его, ибо Он пребывает в Своей Церкви. Своё присутствие Он гарантирует нам в служении бедным (Мф. 25, 42) и в святой Евхаристии. Там мы попадаем прямо в Его объятия. Когда мы полагаемся на Него, Он учит нас, питает нас, преображает нас, исцеляет нас и соединяется с нами на Святой Мессе.

* * *

«От Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк 6, 19).

* * *

«Без Господней Вечери мы не можем… Разве может христианин существовать без Господней Вечери, а Господня Вечеря без христиан?». (Мученики из Абитины († 304), ответы римскому проконсулу на судебном процессе по делу об их участии в запрещённом воскресном собрании)

* * *

См. также ККЦ 1074

Что происходит с нами, когда мы участвуем в богослужении?

Когда мы участвуем в богослужении, мы вовлекаемся в Божью любовь, исцеляемся и преображаемся.

Все богослужения Церкви и все её таинства служат для того, чтобы мы имели жизнь, и имели её с избытком. Когда мы принимает участие в богослужении, мы встречаем Того, Кто сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14, 6). Того, кто приходит на богослужение с чувством оставленности, Бог одаряет чувством безопасности. Тот, кто приходит на богослужение с чувством потерянности, находит Бога, Который его ожидает.

* * *

«Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10, 10)

* * *

«И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк 15, 20)

* * *

См. также ККЦ 1076

Что является глубочайшим источником Литургии?

Глубочайшим источником Литургии является Бог, в Котором празднуется вечное небесное торжество любви – радость Отца, Сына и Святого Духа. Поскольку Бог есть любовь, Он хочет приобщить нас к празднику Своей радости и даровать нам Своё БЛАГОСЛОВЕНИЕ.

Наши земные богослужения должны быть праздниками, наполненными красотой и силой: праздниками Отца, Который нас создал, – поэтому дары земли играют такую большую роль: хлеб, вино, елей и свет, запах ладана, божественная музыка и великолепные цвета; праздниками Сына, Который нас искупил, – поэтому мы ликуем о нашем освобождении, мы дышим в слушании слова Божия, получаем силы во вкушении евхаристических Даров; праздниками Святого Духа, Который обитает в нас, – поэтому из священных собраний проистекает изобилие утешения, познания, мужества, силы и благословения.

* * *

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Благословение – благо, исходящее от Бога. Благословение – это божественный акт, дарующий и оберегающий жизнь. Бог, Отец и Творец всего сущего, говорит: Хорошо, что ты существуешь. Прекрасно, что ты есть.

* * *

«И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!» (Пс 42(43, 4).

* * *

См. также ККЦ 1077–1109

Что является самой сутью каждой Литургии?

В Литургии мы вступаем в общение с Иисусом Христом. В каждом богослужении (особым образом в совершении Евхаристии) мы участвуем в Пасхальной тайне. Вместе с Иисусом мы празднуем переход от смерти к жизни, которую открывает нам Он.

Важнейшим богослужением во всей мировой истории было Пасхальное богослужение, которое Иисус совершил в Сионской горнице со Своими учениками накануне Своей смерти. Ученики думали, что Иисус будет праздновать освобождение евреев из египетского плена. Однако Иисус праздновал освобождение всего человечества от власти смерти. Прежде, в Египте, израильтян сохранила от Ангела смерти «кровь агнца». Теперь же Он Сам станет Агнцем, Чья Кровь спасёт человечество от смерти. Ибо смерть и воскресение Иисуса – доказательство того, что хотя мы и умрём, тем не менее, обретём Жизнь. В этом подлинное значение каждого христианского богослужения. Сам Иисус сравнивал Свою смерть и Свое воскресение с освобождением Израиля из египетского рабства. Поэтому спасительное действие смерти и воскресения Иисуса называется Пасхальной тайной. По аналогии с тем, как при исходе израильтян из Египта кровь агнцев оказалась для них спасительной (Исх 12), Иисус оказывается истинным пасхальным Агнцем, Который искупил человечество из плена греха и смерти.

* * *

«И будет у вас кровь (агнца) знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх 12, 13).

* * *

См. также ККЦ 1085

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)