Не так много святых оставили нам свои размышления над Страстями Господними, особенно, размышления, столь четко выстроенные в соответствии со стояниями богослужения Крестного пути. Один из таких святых — основатель Opus Dei, св. Хосемария Эскрива, воплотивший своё видение событий Голгофы в книге «Крестный путь».
В предисловии к ней о. Альваро дель Портильо пишет: «Это не скорбное повествование. Отец Эскрива много раз повторял, что корни христианской радости имеют форму креста. И если Страсти Господни — путь скорби, то одновременно они и дорога надежды, и победа».
Надеемся, что эти размышления помогут вам пройти этой дорогой и глубже подготовиться к Торжеству Христова Воскресения.
Стояние первое. Христа приговаривают к смерти
Во время «суда» Iesus autem tacebat; Иисус молчал (Мф 26, 63). Затем Он отвечает на вопросы Каиафы и Пилата… С Иродом, непостоянным и развратным, — ни одного слова (Лк 23, 9): грех сладострастия развратил его так, что не услышать ему голоса Спасителя. Пилат издевается: ессе rex vester! се, Царь ваш! (Ин 19, 14). Иудеи отвечают в ярости: нет у нас царя, кроме кесаря (Ин 19, 15).
Господь! Где Твои друзья? Где сподвижники? Они оставили Тебя. Бегство, которое длится вот уже двадцать веков… Все мы бежим от Креста, Твоего Святого Креста.
Кровь, скорбь, одиночество, неутолимый голод душевный — вот спутники твоего «царства».
Стояние второе. Иисус несет Крест
Смиренно идет Иисус на казнь, к которой Его приговорили. Ни один не пожалел Его, и упала на плечи тяжесть позорного креста. Но любовь сделает этот Крест престолом царства Его.
Жители Иерусалима и чужестранцы, пришедшие сюда на Пасху, теснятся на улицах города, по которым проходит Иисус из Назарета, Царь иудейский. Толпа гудит, затихая лишь на короткие мгновенья — каждый раз, когда Христос поднимает глаза и останавливает взор Свой на ком-либо:
— Если кто хочет идти за Мною, возьми крест сбой, и следуй за Мною (Лк 9, 23).
С какой любовью обнял Иисус деревянный крест, от которого Он примет смерть!
Разве не правда, что когда ты перестаешь бояться Креста или того, что люди называют крестом, когда поручаешь свою волю Воле Божией, ты обретаешь счастье и освобождаешься от озабоченности, физических и моральных страданий?
Воистину легок и сладок Крест Иисуса. Под ним не придаешь значения боли. Одно важно: радость от сознания, что мы — соспасители со Христом.
Стояние третье. Иисус падает первый раз
Толпа растет. Легионеры уже с трудом сдерживают волнение бушующей массы, которая, как река, вышедшая из берегов, залила улицы и переулки Иерусалима.
Изможденное тело Иисуса шатается под тяжестью огромного Креста. Вселюбящее сердце с трудом, поддерживает жизнь в истерзанном теле.
Справа и слева Господь видит множество людей, бредущих, как стадо овец без пастуха. Он мог бы назвать всех по именам — нашим именам. Среди них есть те, кто отведал Его хлебов и рыб, кто был излечен от болезней, кто внимал Ему у озера, на горе, у входа во Храм.
Страшная боль пронизывает душу Иисуса, и Господь от истощения лишается чувств.
Ты и я не в силах сказать ни слова: ведь мы уже знаем, почему так тяжел Крест Иисуса. Мы оплакиваем свое убожество и черную неблагодарность человеческого сердца. В глубинах души зарождается истинное покаяние, которое спасет нас от греха, одолевающего нас. Иисус упал, чтобы мы восстали — раз и навсегда.
Стояние четвертое. Иисус встречает Марию, Свою Святую Мать
Едва поднявшись после первого падения, Иисус встречает Свою Святейшую Мать у дороги, по которой Он шел.
С безграничной любовью смотрит Мария на Иисуса, и Иисус смотрит на Свою Мать. Их взгляды встречаются, и их сердца вливают друг в друга всю свою боль. Душа Марии наполняется горькой печалью, печалью Иисуса Христа:
Да не будет этого с вами, все проходящие путем! взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня…!(Плач 1, 12).
Но никто не заметил, никто не обратил внимания; только Иисус.
Сбылось предсказание Симеона: И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк 2, 35).
В горьком одиночестве Страстей Господних Богоматерь дает Своему Сыну целебный бальзам нежности, единения, верности; полная их слиянность — в воле Божией.
Руками Марии ты и я тоже хотим прикоснуться к Иисусу, утешить Его, подчиняясь всегда и во всем Воле Его Отца, нашего Отца.
Только так познаем сладость Креста Христова и обнимем его со всей силой Любви, победоносно неся его по всем дорогам Земли.
Стояние пятое. Симон помогает Иисусу нести Крест
Иисус обессилен. Его шаги становятся все неувереннее, а солдаты торопятся побыстрее закончить дело; поэтому, когда через Еврейские ворота кортеж выходит из города, они окликают идущего с поля человека по имени Симон Киринеянин, отца Александра и Руфа, и приказывают взять Крест Иисуса (ср. Мк 15, 21).
В чудовищных муках Страстей Господних это, конечно, была очень небольшая помощь. Но для Иисуса было достаточно одной улыбки, одного слова, жеста, одной капли любви, чтобы Он щедро излил Свое благодарение на душу друга. Пройдут годы, и дети Симона, став христианами, будут известны и уважаемы среди своих братьев по вере — а началось все с неожиданной встречи во Кресте.
Я открылся не вопрошавшим обо Мне; «Меня нашли не искавшие Меня» (Ис 65, 1).
Иногда Крест является тем, кто не ищет его: то Христос Сам взыскует нас. Если ты вдруг окажешься перед Крестом, неожиданным и поэтому еще более пугающим, и сердце твое воспротивится, — не давай ему утешения. И, полный благородного сострадания, когда твое сердце попросит о нем, скажи тихонько, как на исповеди: сердце, сердце… на Крест! Сердце… на Крест!
Стояние шестое. Сердобольная женщина отирает лицо Иисуса
Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его (Ис 53, 2-3).
И это идет Сын Божий… Безумный… от Любви!
Женщина по имени Вероника пробралась через толпу, неся белый сложенный платок, и с состраданием отерла им лицо Иисуса. Господь оставил три отпечатка Своего Святого Лика на этом платке. Возлюбленное лицо Иисуса, которое улыбалось детям, преображенное славой на горе Фавор, сейчас затуманено страданиями. Но эти страдания суть наше Сретение; этот пот и эта кровь, заволакивающие и размывающие черты лица Его, — наше Очищение.
Господи, я решился покаянием сорвать жалкую маску, которую я навлек на себя своими мелочными заботами… Так и только так, путем созерцания и искупления, моя жизнь станет неподдельным подобием Твоего жизненного пути. Мы все более и более будем походить на Тебя.
Станем другим Христом, ipse Christus, тем же Христом.
Стояние седьмое. Иисус падает во второй раз
Уже за городской стеной Иисус, оглушенный криками толпы, подталкиваемый грубыми ударами солдат, падает во второй раз.
Телесное изнеможение и душевная горечь тому причиной. Все людские грехи, и мои тоже, давят непомерным бременем на Его Богочеловечество.
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис 53, 4-5).
Иисус потерял силы, но Его падение подняло нас, Его смерть нас воскресила.
На наше бесконечное упорство во зле Иисус ответил несгибаемым стремлением искупить нашу вину Своим всепрощением. И чтобы никто не отчаялся, Он снова с трудом поднимается, обняв Крест. Трудности и поражения больше не разделяют нас с Ним. Как слабый младенец смущенно устремляется в крепкие объятия отца, так мы с тобой обнимаем ярмо Иисусово. Только покорность и раскаяние превратят слабость человеческую в божественную силу.
Стояние восьмое. Иисус утешает плачущих женщин
Среди наблюдавших крестный путь Господа было несколько женщин, которые не смогли скрыть своего сострадания и разразились слезами, вспоминая, быть может, Иисуса. Христа во славе, когда все с восхищением восклицали: bene omnia fecit; все хорошо делает (Мк 7, 37). Но Господь хочет придать этому плачу более духовный характер и призывает оплакивать грехи, которые суть причина Страстей Господних и которые навлекут на всех суровый суд Божий.
— Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших… Ибо, если с зеленеющими деревом это делают, то с сухим что будет? (Лк 23; 28, 31)
Твои грехи, мои, грехи всех людей встают перед нами. Все зло, которое мы сделали, и все добро, которого не сделали. Щемящая до отчаяния панорама бесчисленных злодеяний и подлостей, которые мы совершили бы, если бы Он, Иисус, не укрепил нас светом Своего вселюбящего взора.
Как мало одной жизни для искупления!
Стояние девятое. Иисус падает в третий раз
Как трудно подняться на Голгофу!
Ты тоже борешься с собой, чтобы не сойти с выбранного пути… Эта борьба есть чудо, истинное свидетельство любви Божией, которая хочет, чтобы мы были сильными, ибо virtus in infirmitate perficitur; сила Моя совершается в немощи (2 Кор 12, 9).
Господь знает, что, когда мы чувствуем себя слабыми, мы прибегаем к Нему, больше молимся, безжалостней умерщвляем плоть, усиливаем любовь к ближнему. Так возрастает в нас святость.
Возлюби же Бога за то, что Он позволил существовать соблазнам… и за то, что ты борешься с ними.
Стояние десятое. С Иисуса срывают Его одежды
От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем (Ис 1, б).
Палачи берут Его одежды и делят на четыре части. Но хитон оказался тканый, без швов, и тогда они сказали:
— Не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет (Ин 19, 24) .
И опять сбылось сказанное в Писании: Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий (Пс 22( 21), 19).
Этот грабеж, хищничество и есть наибольшая нищета. Ничего не оставили Господу, кроме деревянного бревна.
Путь к Богу — Христос; но Христос на Кресте, и, чтобы подняться ко Кресту, нужно иметь свободное сердце, отрекшееся от всего земного.
Стояние одиннадцатое. Иисус пригвожден ко Кресту
Вместе с ударами молотка, пригвождающими Иисуса, снова звучат слова Святого Писания:пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои. А они смотрят, и делают из меня зрелище (Пс 22(21), 17-18).
Палачи безжалостно исполнили приговор. Господь уже неподвижен в Своей безграничной кротости.
Не было необходимости в таких мучениях. Он мог бы избежать горестей, унижений, насилия над Собой, неправедного суда, и позора эшафота, и гвоздей, и раны, нанесенной копьем… Но Он захотел выстрадать все это ради тебя и ради меня. А мы — сумеем ли ответить взаимностью?
Очень возможно, что в какой-то момент, перед распятием, слезы набегут на твои глаза. Не сдерживай себя… Но постарайся, чтобы эти слезы вылились в какое-то решение.
Стояние двенадцатое. Смерть Иисуса на Кресте
Погас свет небесный, и земля погрузилась во тьму. Было около трех часов дня, когда Иисус воскликнул:
— Eli, Eli, lamma sabachtani?! Боже Май, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?! (Мф 27, 46)
Затем, зная, что сейчас все совершится, и чтобы исполнить сказанное в Писании, говорит:
— Жажду (ин 19, 28).
Солдаты смачивают в уксусе губку и, надев ее на стебель иссопа, подносят к Его устам. Иисус, пригубив уксус, восклицает:
— Совершилось! (Ин 19, 30)
Завеса в храме раздралась, и земля сотряслась, когда Господь воззвал величественным голосом:
— Отче! в руки Твои предаю дух Мой (Лк 23, 46).
И, сказав, испустил дух.
Возлюби самопожертвование, которое есть источник внутренней жизни. Возлюби Крест, который есть алтарь самопожертвования. Возлюби боль до последнего глотка, как Христос.
Стояние тринадцатое. Иисуса снимают с Креста и передают Матери
После того как от Пилата было получено разрешение, которого требовали римские законы для погребения казненных, на Голгофу приехал Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их, из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия (Лк 23, 50-51). С ним был также Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста (Ин 19, 39).
Они не были известны как последователи учителя, не были свидетелями Его великих чудес, не сопровождали Его при триумфальном въезде в Иерусалим. Но сейчас, в тяжелую минуту, когда другие бежали, они не побоялись прийти к своему Господу.
Вдвоем взяли они тело Иисусово и передали в объятия Его Святой Матери. С новой силой охватила боль Марию:
— Куда пошел возлюбленный твой, прекраснейшая из женщин? куда обратился возлюбленный твой? мы поищем его с тобою (Песн 6, 1).
Пресвятая Мать Божия есть наша Мать, и мы не хотим и не можем оставить Ее одну.
Стояние четырнадцатое. Погребение тела Иисуса
Все прошло. Свершилось дело нашего Искупления. Теперь мы — дети Божии, ибо Иисус умер за нас, и Его смерть искупила нас. Empti enim estis pretio magno! Ты и я куплены дорогою ценою (1 Кор 6, 20).
Мы должны сделать жизнь нашу по образу жизни и смерти Христовых. Умереть, чтобы умертвить плоть, и покаяться, чтобы Христос жил в нас через Любовь. И следовать по стопам Христа с пламенным желанием соспасать души людей.
Положить жизнь свою за других. Только так можно жить жизнью Иисуса Христа, только так мы сможем превратиться в Него.
Полный текст: Хосе-Мария Эскрива. Крестный путь
Изображения: Стояния Крестного пути из церкви Нотр-Дам-де-Шам (Авранш, Манш, Франция)