Что такое «духовное причастие»?

Вопрос: Что такое «духовное причастие» и как его принимать?

Ответ: Под духовным причастием мы понимаем единение человеческой души с Богом в Пресвятой Троице. Оно основано на обетовании Господа: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин 14,21); «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14.23).

В Средние века также сложилось убеждение, что Господь, Который приходит к нам в Таинстве Евхаристии, остается в нас духовно даже когда заканчивается Его материальное присутствие в частичках Пресвятых даров. Об этом, например, пишет святой Бонавентура.

О духовном причастии упоминает Тридентский собор. Согласно сложившемуся тогда пониманию духовного причастия, оно означает не только единение с тремя Божественными ипостасями, но и единение с душой Иисуса, то есть с компонентом Его человеческого естества. Таким образом, духовное причащение означает оживление присутствия Иисуса в нашей душе, подобно Евхаристическому причащению.

Но, разумеется, духовное причастие не является Таинством. Если Евхаристическое причастие можно принимать только в состоянии благодати, то есть исповедовавшись в тяжких грехах, то духовное причастие возможно для всех. Оно может стать знаком благодати для тех, кто не может приступать к Таинству, но желает соединиться с Иисусом Христом, молясь о даре покаяния и обращения.

Духовное причастие можно совершать всегда и повсюду, и заключается оно в молитвенном расположении души к подлинному единению мыслей и чувств с Господом. Тогда оно приносит духовные плоды. Лучше всего совершать духовное причастие вместе со слушанием Слова Божьего, вместе с духовными размышлениями. Духовное причастие можно совершать при помощи особых молитвенных формулировок, но в духовных размышлениях и созерцании Иисуса Христа в Пресвятых Дарах оно осуществляется и без дополнительных слов. Духовное причащение происходит, например, во время Евхаристического благословения.

Мы предлагаем следующую формулировку духовного причастия:

«Иисусе, верую, что Ты – в Пресвятых Дарах.
Иисусе, люблю Тебя превыше всего и желаю Тебя всей душою.
Я не могу сейчас принять Тебя таинственно, приди в моё сердце хотя бы духовно.

(Пауза для размышления)

Иисусе, обнимаю Тебя, не дай мне никогда разлучиться с Тобою.
Иисусе, моё благо, моя нежная любовь, поклоняюсь Тебе каждое мгновение;
Иисусе, Спаситель мой, благослови мою душу».

Читать полностью: Русская редакция Радио Ватикана