Святой Фома — один из двенадцати апостолов. Упомянут в Мф 10, 3; Мк 3, 18; Лк 6, 15 и Деян 1, 13. В Евангелии от Иоанна указывается значение его имени (арам, ts’ ômâ’ (также евр. ts ’ öm) и греч. δίδυμος — «близнец»; см. Ин 11, 16; 20, 24; 21, 2), бывшего, по-видимому, прозвищем, наряду с его традиционным еврейским именем, которое сохранилось в церковном Предании как Иуда (см. Евсевий Кесарийский, Церковная история I, 13, 11). В Ин 11, 16 Фома предстает порывистым человеком, призывающим других учеников идти вслед за Иисусом в Иудею, «чтобы умереть с Ним».
Во время беседы Иисуса с учениками после Тайной вечери Фома наряду с другими проявляет непонимание Его участи в связи с предстоящими Ему страданиями и смертью, когда на слова Иисуса: «А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете», — спрашивает: «Господи! Не знаем куда идешь; и как можем знать путь?» (Ин 14, 4).
Наибольшую известность как «Фома Неверующий» апостол приобрел в связи с рассказом в Ин 20, 24-29 о явлениях воскресшего Иисуса ученикам. Комментируя этот пассаж, экзегеты сопоставляют его с Лк 24, 36-40: увидев воскресшего Иисуса, Его ученики испугались, думая, что видят духа, поэтому Иисус и предложил им осязать Свои руки и ноги. Согласно Ин 20, 20, Он им показывал Свои ребра и бок. Отсюда и проистекает требование Фомы, который желал убедиться в истинности телесного воскресения Иисуса (Ин 20, 24-25): Фома был готов осязать воскресшего Иисуса, исповедовать Его Господом и Богом (Ин 20, 27-28) и тем самым признать все, что ранее Иисус свидетельствовал о Себе как о единственном Сыне Божьем. Тем не менее Иисус призывает его «быть верующим» (Ин 20, 27), поскольку сверхъестественность факта воскресения Христа в прославленном дух. теле (см. 1 Кор 15, 42-49), не имеющего аналога в общечеловеческом опыте, по-прежнему требует веры даже от очевидца, хотя блаженными будут те, кто поверит апостольской проповеди о воскресшем Христе, не видев Его (ср. Ин 20, 29).
Евсевий Кесарийский сообщает, что для проповеди Фоме, «как повествует предание, выпала по жребию Парфия» (Церковная история III, 1, 1). К сер. I в. н.э. территория Парфянской (Персидской) империи простиралась от Армении и Месопотамии на западе до Индии (Кашмир) на востоке. Евсевий Кесарийский также цитирует большой фрагмент из появившегося к концу II в. сир. апокрифа Учение апостола Аддая, где говорится, что царь Урхи (Эдессы) Авгар направил письмо Иисусу Христу, приглашая Его прибыть на жительство в свое царство. В связи с этим после воскресения и вознесения Христа Фома по внушению Божьему отправил Фаддея, принадлежавшего к числу семидесяти учеников Христовых, проповедовать в Эдессу к Авгару (см. Евсевий Кесарийский, Церковная история I, 13).
Древняя христианская историография также связывает апостольские труды Фомы с Индией. Об этом говорится в изобилующих легендарными подробностями Деяниях Иуды Фомы апостола — раннехристианском апокрифе (ок. 180-220) сирийского (и, видимо, гностического) происхождения. Индию как территорию апостольской деятельности Фомы упоминают начиная с последней трети IV в. Григорий Назианзин, Ефрем Сирин, Амвросий Медиоланский, Иероним, Павлин Ноланский, Григорий Турский, Беда Достопочтенный.
По преданию, Фома был пронзен копьем. Место его погребения и почитание этого места также связывают с Индией (Сиро-Малабарская Церковь), почитание мощей Фомы происходит из Эдессы, куда, по свидетельству Ефрема Сирина, они были перенесены из Индии (до 373; как принято считать, в 230). В 1144 мощи Фомы были перенесены крестоносцами на о-в Хиос в Эгейском море, а в 1258 переправлены в г. Ортону на адриатическом побережье Италии, где и находятся до сих пор.
Именем Фомы также надписаны апокрифические Евангелие детства и Евангелие от Фомы, имеющие гностическое происхождение.
Память Фомы в Католической Церкви — 3 июля, в Русской Православной Церкви — 6 октября.
Источник: Католическая Энциклопедия в 5 томах. Том 4 (Р — Ф)