Свобода: что это, и как она реализуется

Что такое свобода и для чего она нужна?

Свобода – это дарованная Богом сила совершать сознательные поступки по собственной инициативе. Тот, кто свободен, более не действует по чужой воле.

Господь сотворил нас свободными людьми. Он хочет, чтобы мы пользовались нашей свободой, всем сердцем избирая добро, высшее Благо – Самого Бога. Чем больше мы творим добро, тем свободнее становимся.

Не заключается ли «свобода» как раз в том, что мы можем выбрать зло?

Зло лишь кажется чем-то, к чему стоит стремиться. Кто выбирает зло, обладает лишь призрачной свободой. Зло не делает счастливым, а крадёт у нас истинное благо. Оно привязывает нас к чему-то ничтожному и, в конце концов, уничтожает нашу свободу.

Это видно в механизме страсти: человек меняет свою свободу на то, что ему кажется хорошим. В действительности он становится рабом. Наивысшая свобода человека состоит в том, чтобы всегда избирать добро, когда ни страсть, ни насилие, ни привычки не препятствуют нам выбирать и делать то, что правильно и хорошо. Выбор добра – это всегда выбор пути к Богу.

* * *

«Быть свободным – значит владеть самим собой» (Анри-Доминик Лакордер (1802–1861), французский священник-доминиканец, знаменитый проповедник).

«Человек, который целиком отдаёт себя в руки Бога, не становится марионеткой в Его руках, не становится скучной личностью. Только человек, который целиком доверяет Богу, находит истинную свободу, огромный творческий простор свободы добра. Человек, который обращается к Богу, становится не меньше, но больше, так как через Него и с Ним он становится великим, божественным, и действительно самим собой» (Бенедикт XVI).

«Добрый человек всегда свободен, даже если он раб. Злой человек всегда раб, даже если он царь» (Св. Августин).

* * *

См. также ККЦ 1730–1733, 1743–1744

Несёт ли человек ответственность за все, без исключения, свои поступки?

Человек несёт ответственность за все свои действия, которые он совершает сознательно и добровольно.

Никто не может быть привлечен к (полной) ответственности, если поступок совершен под угрозой насилия, из страха, по незнанию, под влиянием наркотических веществ или в силу дурных привычек. Чем больше человек знает о добре и упражняется в добре, тем больше он освобождается от рабства греха (Рим 6,17; 1 Кор 7, 22). Бог мечтает о таком свободном человеке, который берет на себя (может взять) ответственность за себя, за свое окружение и за весь мир. Но и на несвободных людей распространяется вся милосердная любовь Бога: Он каждый день предлагает им позволить освободить их – чтобы жить в свободе.

«Путь к цели начинается в тот день, в который ты берёшь полную ответственность за свои дела» (Данте Алигьери (1265–1321), великий итальянский поэт и мыслитель).

* * *

См. также ККЦ 1734–1737, 1745–1746

Нужно ли дать человеку свободу, даже когда он выбирает зло?

Возможность пользоваться своей свободой – это естественное, неотделимое от достоинства личности право человека. Свобода отдельного человека может быть только тогда ограничена, когда он, пользуясь своей свободой, нарушает свободу другого.

Свобода не была бы свободой, если бы был невозможен выбор ложного пути. Посягающий на достоинство человека не уважает его свободу. Одной из важнейших задач государства является защита прав и свобод всех своих граждан в различных сферах общественной жизни (свободы вероисповедания, права на мирные собрания и права объединяться в общественные организации, права выражать свое мнение, права выбирать себе профессию и проч.). Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

«Мученики ранней Церкви погибли за свою веру в Бога, открывшего Себя в Иисусе Христе, отдав свои жизни равным образом за свободу совести и за свободу исповедания собственной веры – исповедания, которое не может быть навязано никаким государством, но которое можно принять лишь благодатью Божией, в свободе совести. Миссионерская Церковь, знающая, что призвана возвещать Его послание всем народам, обязана непременно заниматься вопросами, связанными со свободой вероисповедания» (Бенедикт XVI).

* * *

См. также ККЦ 1738, 1740

Как Бог помогает нам стать свободными людьми?

Христос хочет, чтобы мы стали способными не утрачивать своей свободы (ср. Гал 5, 1), способными к братской любви. Поэтому Он даровал нам Святого Духа, Который делает нас свободными, не зависящими от мирских сил и укрепляет нас для жизни в любви и ответственности.

Чем больше мы грешим, тем больше мы думаем лишь о самих себе, тем больше теряем свою свободу. В грехе мы неспособны совершать добро и жить по любви. Святой Дух, проникая в нас, дарует нам такое сердце, которое наполнено любовью к Богу и людям. Мы принимаем Святого Духа как Силу, которая ведет нас к внутренней свободе, делает нас открытыми к любви, делает нас всё более совершенными орудиями добра и любви.

* * *

«Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим 8, 15,16).

«В этом мире, где так много иллюзорной свободы, разрушающей окружающую среду и человека, давайте, силою Святого Духа, вместе учиться истинной свободе; давайте созидать школы свободы; показывать другим всей своей жизнью, что мы свободны и что прекрасно быть по-настоящему свободными в истинной свободе детей Божиих» (Бенедикт XVI).

* * *

См. также ККЦ 1739–1742, 1748

Как человек может различить, плох или хорош его поступок?

Человек способен отличать благие действия от дурных, поскольку он наделён разумом и совестью, которые позволяют ему выносить чёткие суждения о своих поступках.

Для того, чтобы было легче отличить доброе от дурного, существуют следующие ориентиры:

1. Всё, что я совершаю, должно быть добром. Одного благого намерения недостаточно. Ограбление банка – это всегда плохо, даже если оно совершилось с благородным намерением помочь бедным.

2. Если всё то, что я совершаю, есть добро, но совершено с дурным намерением, то дурная цель извращает всё действие, которое не может более считаться благим. Если я помогаю пожилому человеку добраться до дома, оказываю ему помощь по хозяйству, то такой поступок сам по себе хорош. Однако, если всё это совершается для того, чтобы спланировать ограбление, то это намерение делает предпринятые действия дурными.

3. Обстоятельства, при которых совершается тот или иной поступок, могут смягчить ответственность, однако они не меняют природы самого поступка. Избивать собственную мать – всегда плохо, даже если она не в достаточной мере одаряла своего ребёнка любовью.

* * *

«Совесть – самое потаённое ядро человека, его святая святых, где он остаётся наедине с Богом, Чей голос звучит во глубине его души» (II Ватиканский Собор, Пастырская конституция о Церкви в современном мире).

* * *

См. также ККЦ 1749–1754, 1757–1758

Можно ли совершить дурной поступок, чтобы он приводил к добру?

Нет, нельзя ни совершать дурной поступок, ни мириться со злом в расчете то, что добьёшься чего-либо доброго. Но иногда не остается иного пути, кроме как смириться с меньшим злом, чтобы избежать большего.

Цель не оправдывает средства. Супружеская измена не может быть оправдана намерением сохранить брак. Недопустимы и опыты на человеческих эмбрионах для изучения свойств стволовых клеток, даже если это обещает революционные успехи в медицине. Неправильно также стремиться «помочь» жертве насилия, предлагая ей прервать наступившую беременность.

* * *

«Когда бы человек в самом деле желал добра, он желал бы всё сделать ради добра и всё ради добра перенести» (Сёрен Кьеркегор).

* * *

См. также ККЦ 1755–1756, 1759–1761

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)