Что представляют собой богословские добродетели?
Богословскими добродетелями считают веру, надежду и любовь. Они называются богословскими потому, что имеют свое основание в Боге, непосредственно принадлежат Ему как своему Источнику и являются для человека тем путём, который ведет напрямую к Богу.
Почему вера, надежда и любовь считаются добродетелями?
Вера, надежда и любовь являются теми подлинными силами, которые сообщает нам Бог и которые с помощью благодати Божьей человек может взрастить и развить в себе, чтобы иметь «жизнь в избытке» (Ин 10, 10).
* * *
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13, 13).
«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин 4, 16).
* * *
См. также ККЦ 1812–1813, 1840–1841
Что есть вера?
Вера – это та сила, благодаря которой мы находимся в согласии с Богом, признаём Его истину и устанавливаем с Ним личную связь.
Вера – это сотворённый Богом путь к Той Истине, Которая есть Сам Господь. Поскольку Господь есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин 14,6), вера – это не просто отношение или «доверие» кому-то или чему-то. Вера имеет конкретное содержание, оно изложено в CREDO (Символе веры). Защиту вероучительных истин Церковь считает своей обязанностью. Кто принимает дар веры, кто хочет верить, тот становится ревнителем этих бережно пронесённых через времена и культуры догматов веры. С другой стороны, вера предполагает доверительное отношение человека к Богу, открывающее Ему сердце, разум и эмоции, поскольку вера «только в любви действенна» (Гал 5, 6). Понять, насколько человек действительно верит в то, что Бог есть Любовь, можно не по тем утверждениям, которые он декларирует, а по плодам его любви.
* * *
«Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины…» (1 Ин 2, 4)
«Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным…» (Мф 10, 32).
* * *
См. также ККЦ 1814–1816, 1842
Что такое надежда?
Надежда – это та сила, которая постоянно и настойчиво влечёт нас к тому, к чему мы изначально предназначены: славить Бога и служить Ему; к тому, что составляет наше подлинное счастье – найти своё осуществление в Боге; туда, где наша истинная обитель – в Боге.
Надежда – это полное доверие тому, что Бог нам обещал при сотворении мира, через пророков и, в особенности, через Иисуса Христа – даже если мы этого ещё не видим. Чтобы мы могли терпеливо надеяться на исполнение истины, нам был дарован Святой Дух.
* * *
Не говори,
что нет спасенья,
Что ты в печалях
изнемог:
Чем ночь темней,
тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь,
тем ближе Бог.
Аполлон Майков (1821–1897), русский поэт
* * *
См. также ККЦ 1817–1821, 1843
Что такое любовь?
Любовь – это та сила, благодаря которой мы – те, кого Бог возлюбил прежде – можем посвятить себя Ему и соединиться с Ним. Любовь – это та сила, которая позволяет нам относится к ближнему так же бескорыстно и сердечно, как мы относимся к самим себе.
Иисус поставил любовь над всеми законами, без неё все остальные законы недейственны. Св. Августин очень точно выразил это в словах: «Люби – и делай, что хочешь». Но сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Таким образом, любовь – это наивысшая энергия, воодушевляющая и наполняющая Божественной жизнью все другие добродетели.
* * *
«Любовь – удивительная добродетель. Она – одновременно средство и цель, движение и пункт назначения, путь, который к ней же самой и ведёт. Что же надо делать, чтобы любить? Здесь не требуется никаких искусных приёмов, а нужно просто любить: как учатся играть на лютне, играя на ней, и учатся танцевать, танцуя» (Св. Франциск Сальский).
«Тем, кто любит Бога, Он всё обратит в добро, и даст их заблуждениям и ошибкам стать добром» (Святой Августин)
См. также ККЦ 1822–1829, 1844