Анорексия — это грех?

Вопрос: Анорексия – это сугубо медицинская проблема или это грех?

Ответ: Чтобы ответить на вопрос о нравственной оценке анорексии, мы обратились к тщательному  исследованию на эту тему, опубликованному в научном журнале Академии Святого Альфонса, центра по изучению нравственного богословия и, в частности, биоэтики. Ее автор – священник Джованни Дель Миссиер, практикующий невролог и психиатр, — обобщает различные высказывания, доклады, исследования этого вопроса на медицинских и богословских симпозиумах.

Итальянский медик и богослов отмечает, что расстройства пищевого поведения прежде всего характерно для западных, благополучных стран, где особенно развиты высокие технологии. Растет число молодых, у которых отмечаются проблемы в отношении к еде, и их причины кроются в психическом дискомфорте и в проблемах межличностных взаимоотношений. Эти проблемы соматизируются через отказ от сохранения собственного веса.

У больных анорексией отсутствует осознание тяжелых последствий, к которым может привести целенаправленное истощение. Для того чтобы дать более полный анализ нравственных аспектов анорексии, нужно понять ее причины. Современная психология выделяет несколько групп этих причин. Например, согласно сторонникам психодинамической модели, анорексия является индивидуальным психическим расстройством, при котором отказ от пищи приобретает символическое значение на фоне других аспектов и симптомов; в системной модели подчеркивается прежде всего семейное происхождение болезни – то есть анорексия возникает как следствие дисфункции взаимоотношений в семье; сторонникам медицинской модели основная причина анорексии видится в неправильном питании.

В любом случае, какими бы ни были факторы, они всегда закрепляют волю человека прекратить прием пищи. И это действие, вначале осознанное и добровольное, постепенно выходит из-под контроля, попадая в круговорот, из которого невозможно выкарабкаться самостоятельно.

Состояние больных анорексией необходимо рассматривать согласно каждому конкретному случаю. Многие из них оказываются безвольными узниками своего прошлого, жертвами среды и различных детских и подростковых травм. У других же больных, утверждает наш автор, можно выявить некоторую степень намеренности, волевого решения. В любом случае, анорексию на дальнейших стадиях развития  следует отличать от ее начала, когда всегда присутствует некое нравственное зло, за которое человек может нести, а может и не нести ответственность. Это можно сравнить с наркоманией: на определенной стадии уже сложно говорить о грехе, поскольку у человека отсутствует воля для того, чтобы остановиться, — что не отменяет нравственной ответственности наркомана, который шаг за шагом делал свой нравственный выбор в пользу наркотиков. Но все же в случае анорексии трудно утверждать, насколько намеренно человек решает вначале вредить своему организму и подвергать риску свою жизнь. Отказ от пищи и другие действия, производимые страдающими анорексией для усугубления своего состояния, не представляются столь же явно греховными, как прием наркотиков.

Читать полностью: Русская редакция Радио Ватикана