Бог действует первым

Во время евхаристической молитвы о примирении литургия подтверждает то, что примирение исходит прежде всего от Бога и не является результатом волюнтаристских действий людей.

Литургия предоставляет возможность обращаться к разным евхаристическим молитвам. В частности, существуют две евхаристические молитвы о примирении, которые можно использовать в любой период литургического времени. Почему именно две? Отнюдь не ради разнообразия, которое, впрочем, не помешало бы! Эти молитвы особым образом вводят нас в тайну примирения.

Вслушайтесь в эту простую фразу из II Евхаристической молитвы о примирении: «По милости Твоей, Господи, ненависть побеждается любовью, месть искореняется прощением и вражда обращается во взаимопомощь». Кто выражает себя таким образом? Церковь. Что она говорит? Что мы обязаны этим Богу. Она признает, что примирение с Богом и другими исходит не от нее. Примирение, которое каждый человек переживает в своей жизни, исходит не от него. Церковь утверждает это весьма ясно. Ты спросишь: «Нужно ли тогда желать мира и трудиться ради него? Нужно ли учить детей стремиться к нему?» Да! Конечно! Церковь не говорит, что твое участие здесь бесполезно! Она говорит тебе, а точнее, Богу, она признает, что Он – единственный источник. Ты не посторонний, однако не являешься источником. Безусловно, твое участие необходимо, и Бог не может действовать против твоей воли, тем не менее ты достигаешь этого не своими силами. Об этом говорит тебе Церковь. Если бы примирение было достигнуто твоими силами, тогда это не было бы тайной, а всего лишь замыслом!

Однако ты вправе спросить себя: «Откуда Церковь узнала об этом?» Прежде всего, никогда не забывай о ее долгом опыте. Многие святые вели Церковь наперекор стихиям. Не удивляйся: именно они, пусть даже самые безвестные, в действительности направляли Церковь. Обратись к истории экуменизма! Несколько человек, а за ними бесчисленные, никому не известные христиане глубоко переживали драму разделения, благодаря им зародилось это движение. Это не было ни веянием времени, ни церковным проектом… Это самое меньшее, что можно сказать! Некоторых даже осудили. Однако Господь бодрствует, и кто-то услышал Его Слово, далекое от церковных идей того времени. И вот однажды Церковь признала экуменизм делом Божиим и официально примкнула к нему. Поэтому, когда она взирает на историю экуменизма, то может говорить об опыте: «Воистину, Духом Твоим Ты изменяешь сердца человеческие, чтобы враги приходили к согласию, противники протягивали друг другу руки и народы искали единства».

Обратимся теперь к другим религиям, в частности к вопросу об отношениях с иудеями. Церковь никогда не хотела их уничтожения. Более того, когда король Франции преследовал иудеев, авиньонские Папы встали на их защиту. Но в какой-то момент она заключила их в гетто и обвинила во всех грехах. И вот однажды несколько иудеев и христиан предприняли попытки завязать отношения, дабы изменить сложившееся положение вещей. Среди них был Папа Иоанн XXIII. Безразличие отцов Второго Ватиканского собора к этим начинаниям было преодолено, и в конце концов Церковь официально вступила в диалог не только с иудеями, но также с представителями других религий. Более того, она торжественно признала (в догматической Конституции Lumen Gentium), что «мусульмане равно как и мы почитают единого и милосердного Бога». Благодаря этой перемене Церковь может утверждать: «По милости Твоей, Господи, ненависть побеждается любовью».

На протяжении веков об этом опыте примирения в Церкви свидетельствуют своей жизнью многие христиане. Обрати внимание на свою жизнь! Не совершаешь ли то же самое? Не приходилось ли и тебе удивляться тому, как возобновляются прерванные отношения, как намечается дискуссия там, где, казалось, уже ничего невозможно сделать, испытывать чувство глубокого единения тогда, когда ты оставил уже всякую надежду на продолжение отношений. Это зависит от тебя? Конечно, ты выказал согласие, ты участвовал в этом, возможно, даже желал этого… однако, в то же самое время, ты не властен над этим, более того, зачастую именно ты удивляешь первым. Поэтому вместе со священником ты можешь сказать: «По милости Твоей, Господи».

Ты можешь даже обогатить эту формулу! Именно Тебе я обязан, когда мы с супругом становимся ближе друг другу. Именно Тебе я обязан, когда отношения в семье или с родственниками становятся крепче… Этот опыт примирения Церковь часто наблюдала у тех, кто разорвал всякие отношения с Богом. И вдруг, в один прекрасный день… резкая перемена! «По милости Твоей, Господи».

Этот опыт ведет Церковь и христиан к размышлению о тайне примирения. Перед нашим взором всегда предстает Христос, умерший на кресте, с широко распростертыми руками, Он будто обнимает все человечество, и мы слышим, как через толщу истории звучит Его последняя молитва: «Да будут все едино» (Ин 17, 21).

Нас изумляет и влечет за собой желание единства с Отцом, Который хочет собрать всех людей на Свой пир. Церковь признает действие Духа, когда делает попытки изменить себя, несмотря на косность своей структуры и непростую историю. И мы, скромные христиане, с радостью и благодарением присоединяемся к хвалению Церкви: «По милости Твоей, Господи».

Кристиан Салензон

Перевод с французского Алексея Турманна

Источник: Католический катехетический журнал «Радуга», №2 2010

(чтобы оформить подписку, кликните баннер)