Рождество Пресвятой Богородицы (греч. Ή Γέννησις τής ύπεραγίας Θεοτόκου, лат. Nativitas Beatae Mariae Virginis) — церковный праздник в воспоминание рождения Пресвятой Девы Марии. Основывается на апокрифическом Протоевангелии Иакова (сер. II в.), согласно которому родители будущей Богоматери Иоаким и Анна в течение многих лет оставались бездетными и только в старости, благодаря их молитвам и упованию на Бога, у них родилась дочь Мария, Которой надлежало стать Матерью Иисуса Христа.
Празднование Рождества Пресвятой Богородицы возникло на Востоке сравнительно поздно. Возможно, оно было известно в VI в., когда Роман Сладкопевец посвятил ей кондак из 24 строф. О том, что оно совершалось в VIII в., свидетельствуют 2 проповеди Андрея Критского. В Риме Папа Сергий I в конце VII в. включил Рождество Пресвятой Богородицы в число 4 важнейших богородичных праздников, совершаемых с торжественной процессией по городу. Однако только в XI в. Рождество Пресвятой Богородицы было воспринято на всем Западе. Антифон этого праздника в Римском бревиарии заимствован из тропаря Рождества Пресвятой Богородицы византийского обряда.
В византийском обряде оно чтится в ранге двунадесятого праздника. В Католической Церкви латинского обряда литургическое воспоминание Непорочного Зачатия Девы Марии со временем приобрело более высокий ранг (торжества), чем празднование Рождества Пресвятой Богородицы. Как в византийском, так и в латинском обряде оно празднуется 8 сентября. В коптской и эфиопской традициях Рождество Пресвятой Богородицы приходится на начало мая и продолжается 33-дневным попразднством, носящим название «Семя Иакова» (кроме того, каждый первый день нового месяца посвящается воспоминанию Рождества Пресвятой Богородицы); католики коптского обряда празднуют его 10 сентября.
Иконография Рождества Пресвятой Богородицы основана прежде всего на Протоевангелии Иакова (позднее, в западной традиции — также на текстах Золотой легенды Иакова Ворагинского). Первое изображение — миниатюра из византийского кодекса (1025, Ватиканская библиотека). В западноевропейском искусстве сюжет Рождества Пресвятой Богородицы пользовался особой популярностью в XIV-XVI вв. После Тридентского собора, не поддерживавшего частое обращение искусства к апокрифам, число произведений на этот сюжет резко уменьшилось, а после XVII в. они практически исчезли.
В большинстве случаев — как на Западе, так и на Востоке — в иконографии Рождества Пресвятой Богородицы наблюдается большое сходство с традицией изображения Рождества Иоанна Крестителя. В глубине пространства, как правило, помещена кровать с лежащей на ней Анной, а на переднем плане — женщины, купающие маленькую Марию. Иногда в одном изобразительном поле показаны два момента: купание или кормление Марии женщинами и последующая передача младенца Анне, протягивающей руки навстречу (Джотто, фреска Рождество Марии из капеллы Скровеньи в Падуе, 1304-08). Иоаким изображается редко и, как правило, на дальнем плане, в виде старца, благоговейно созерцающего чудесное событие. В живописи XV-XVI вв. Рождество Пресвятой Богородицы нередко изображалось в богато украшенном интерьере, а к традиционной сцене купания новорожденной Марии иногда добавлялось изображение женщин, идущих в торжественной процессии, чтобы поздравить Анну (Д. Гирландайо, фреска Рождество Марии в храме Санта Мария Новелла во Флоренции, сер. 1480-х). В редких случаях сцена Рождества Пресвятой Богородицы может быть побочным элементом либо в пределле алтарной композиции, либо в изображении Марии с Младенцем Иисусом (Филиппо Липпи, Мадонна с Младенцем, 1460-е, Галерея Питти, Флоренция).
Источник: Католическая Энциклопедия. Том 4 (Р-Ф). — М.: Издательство Францисканцев, 2011. — 982 с.