10 заповедей: формулировка и значение

Как звучат Десять Заповедей?

1. Я Господь, Бог твой: да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2. Не произноси имя Господа, Бога твоего, напрасно.
3. Помни, что ты должен освящать день субботний (воскресный).
4. Почитай отца твоего и матерь твою.
5. Не убивай.
6. Не прелюбодействуй.
7. Не кради.
8. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
9. Не желай жены ближнего.
10. Не желай имущества, принадлежащего ближнему.

Формулировка Десяти Заповедей точно в таком виде не присутствует в Священном Писании. Ее текст восходит к двум источникам: Исх 20, 2–17 и Втор 5, 6–21. Еще в давние времена оба эти источника были в Церкви дидактически объединены, и Десять Заповедей приняли ту форму, в которой они преподаются катехитической традицией.

* * *

«ДЕКАЛОГ («десятословие»: греч. deka – десять и logos – слово) – заповеданный Богом в Ветхом Завете свод основополагающих правил человеческого поведения. Иудеи, как и христиане, ориентируются на этот фундаментальный текст.

Десять Заповедей представляют собой какой-то случайный свод правил?

Нет, Десять Заповедей – это неразделимое целое. Одна заповедь указывает на другую. Человек по своей воле не может исключить ни одну из этих заповедей. Кто нарушает одну заповедь, преступает весь закон.

Особенность Десяти Заповедей в том, что они охватывают все стороны человеческой жизни. Они знаменуют отношение людей к Богу (первые три заповеди) и к ближним (остальные семь заповедей); человек по сути – религиозное и социальное существо.

Не потеряли ли Десять Заповедей своей актуальности?

Нет, Десять Заповедей никоим образом не обусловлены временем. В них выражены действующие всегда и везде основные и неизменные обязанности человека по отношению к Богу и к ближнему.

Десять Заповедей доступны разуму, но при этом они принадлежат Божественному Откровению. Они настолько фундаментальны и обязательны, что никто не может быть освобожден от их исполнения.

* * *

«Десять Заповедей ни в коем случае не являются произвольно возложенными обязанностями… Они оберегают человека от разрушительной силы эгоизма, ненависти и лжи. Они показывают ему всех ложных богов, которые порабощают человека: боги себялюбия, властолюбия и страсти к развлечениям – они нарушают порядок и наше человеческое достоинство и унижают наших ближних» (Святой Иоанн Павел II на горе Синай, 2002 г.).

* * *

См. также ККЦ 2069–2072, 2079

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)