Феномен Папы Франциска. В Москве состоялась презентация книги Андреа Риккарди

Во вторник, 17 ноября, в библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино в Москве состоялась презентация книги «Удивляющий Папа Франциск» — первой книги об этом Понтифике на русском языке.

Овальный зал ВГБИЛ собрал около 100 гостей, большинство из которых — члены либо друзья Общины святого Эгидия, ведь автор книги — основатель этой общины, историк  и общественный деятель, профессор Андреа Риккарди. Кстати, это была уже вторая его книга, представленная в этом зале. Ведущим вечера также стал представитель Общины святого Эгидия в России Алессандро Салаконе.

Встреча получилась по-настоящему экуменическая, ведь как среди выступавших, так и среди гостей, были представители Католической и Русской Православной Церквей. Были и те, кто пришёл не в силу принадлежности к конкретной конфессии, а благодаря встрече с друзьями Общины святого Эгидия в Москве, или просто следуя за притягательностью призывов Папы Франциска, обращенных к современному миру.

Со вступительным словом выступил неожиданный и почётный гость вечера — отец Бернар Ардура, председатель Папского Комитета исторических наук, приехавший в эти дни в Москву для участия в международной конференции «Религиозные ценности, сформировавшие историю Европы». Обратившись к собравшимся, он подчеркнул крайне удачное название книги: «Этот Папа был для нас сюрпризом. Его никто не ждал. И второе удивление, последовавшее за этим: он внушил нам новую надежду. Надежду, которой не хватает как на Западе, так и на Востоке». 

о. Бернар Ардура. Фото: Светлана Журавлева
о. Бернар Ардура. Фото: Светлана Журавлева

Сама презентация книги, благодаря разнообразию спикеров, превратилась в красочную мозаику. Первым своим взглядом поделился Апостольский Нунций в Российской Федерации Архиепископ Иван Юркович, буквально на днях вернувшийся из Рима, где состоялась его встреча с Понтификом.  Он начал с вопроса: «В чём феномен Папы Франциска?» По словам Апостольского Нунция, общество нуждается в том, чтобы высшие церковные иерархи с ним разговаривали. Причём, на понятном языке. Ведь у этих самых иерархов нет задачи убедить кого-то в чём-то. Их задача — ободрить,«придать нам сил и вдохновения для того, чтобы следовать за великими евангельскими идеалами». Именно это, по мнению Архиепископа, удаётся делать Папе Франциску.

Епископ Иван Юркович и о. Владимир Шмалий. Фото: Светлана Журавлева
Епископ Иван Юркович и о. Владимир Шмалий. Фото: Светлана Журавлева

Поэтесса Ольга Седакова обратилась к опыту собственной «встречи» с Папой, рассказав об удивлении, которое она испытала, когда смотрела трансляцию первого обращения к народу нового Понтифика. Удивление как от самой личности Бергольо, так и от имени, которое он избрал. «Франциск — один из моих любимых святых. Ассизский Беднячок и Епископ Рима — как можно это совместить?» И, как призналась Ольга, по мере наблюдения за действиями Папы, удивление её всё возрастало. «И эта книга тоже удивительная. В ней нет од и похвал. Она начинается с того кризиса, в который входит Папа Франциск». Возвращаясь к теме надежды, которую так или иначе уже затронули отец Бернар и епископ Иван, Ольга отметила, что мы, верующие, никогда не теряем нашей личной надежды, но сегодняшний кризис имеет глобальный характер и связан, в первую очередь, с надеждой исторической: «Пафос будущего в человечестве пропал». В то же время, приходит Папа, который говорит об «утопическом горизонте», о мире, о котором он мечтает. «Казалось бы, — замечает Ольга, — ХХ век показал нам опасность утопии, и к чему она приводит. Но мы уже много лет живём в мире без горизонта, без неба… Горизонт должен быть!»

Ольга Седакова. Фото: Светлана Журавлева
Ольга Седакова. Фото: Светлана Журавлева

Спикером от Русской Православной Церкви выступил отец Владимир Шмалий. Он назвал труд Андреа Риккарди «книгой, пронизанной болью о состоянии Римско-католической Церкви». «Здесь мы видим кризис и будущее Церкви», — сказал отец Владимир и подчеркнул, что особенно ценен этот взгляд изнутри. Отдельную благодарность автору он выразил за то, что тот начинает книгу с ухода Папы Бенедикта XVI: «Это хорошая драматическая завязка, за которой следует описание надежды. Это не панегирик, не восхваление Папы. Это осторожная надежда в условиях кризиса». Также отец Владимир заметил, что такой надеждой Папа Франциск становится не только для католиков, не только для христианского мира, но для всего мира.

Виталий Лейбин, главный редактор журнала «Русский репортер», предложил разносторонний взгляд на кризис современного мира и так охарактеризовал роль Франциска как духовного лидера: «Папа воплощает трансцендентность правды по отношению к линейным процессам мира». В его словах и действиях Виталий видит подлинное «приглашение к любви», а не обман, который сегодня так часто приходит под маской этого приглашения.

Виталий Лейбин. Фото: Светлана Журавлева
Виталий Лейбин. Фото: Светлана Журавлева

От Ирины Языковой, заместителя ректора Библейско-Богословского Института св. апостола Андрея, конечно же, ждали ответа на вопрос, почему издательство ББИ решило опубликовать эту книгу в России. Она отметила, что Андреа Риккарди является давним другом института, а так же, что диалог является первостепенной задачей ББИ. «Папа не перестаёт удивлять. Он отвечает на вопросы не только Католической Церкви». Также Ирина подчеркнула саму суть книги: «Это не биография. Это книга о феномене. О том, как Бог сегодня отвечает на наши вопросы».

Ирина Языкова. Фото: Светлана Журавлева
Ирина Языкова. Фото: Светлана Журавлева

Тех, кто впервые берёт в руки эту книгу, следует предупредить, что написана она в 2013 году, в самом начале понтификата Папы Франциска, поэтому вы не найдете в ней тех трогательных примеров из его пастырской жизни, которые так хорошо известны нам из СМИ. Тем не менее, в книге Андреа Риккарди вас ждёт комплексный взгляд на кризис Католической Церкви и глубокий, вдумчивый поиск ответа на вопрос, как феномен Папы Франциска даёт ответ на этот вызов. Книга поможет лучше понять позицию Папы в отношении актуальных вопросов, а так же — что стоит за введенными им понятиями, которые сегодня у всех на слуху: «глобализация равнодушия», «церковь бедных», «культура отбросов» и др.

В предисловии к русскому изданию профессор Риккарди выражает надежду на то, что его книга «приблизит русскому читателю этого удивительного Папу». Мы тоже надеемся на это и желаем вам приятного прочтения!

Анастасия Орлова