23 февраля, когда большинство наших сограждан празднует день защитника отечества, всё больше теряющий свой изначальный смысл и воспринимаемый всё чаще просто как повод поздравить всех знакомых мужского пола, мы хотели бы напомнить об истинном призвании каждого мужчины…
Что это вообще значит — быть мужчиной? В истории Церкви мы находим немало примеров подлинного мужества, которое вовсе не сводится к проявлению физической силы, завоеваниям и победам, начальствующему положению или умению покорять женщин (а примерно эти характеристики транслирует современная массовая культура).
Мы выбрали пять великих святых, из разных эпох, принадлежавших к разным социальным слоям, с разными путями к святости. Но все они — нищие или богатые, женатые или монашествующие — были настоящими мужчинами! Почему? — Поймёте, прочитав краткие истории их жизни.
Святой Франциск Борджиа: настоящий мужчина больше своего происхождения
Исторически сложилось, что фамилия Борджиа ассоциируется с бесчестьем: преступлениями, распущенностью, торговлей церковными должностями и так далее. Массовая культура снова и снова напоминает нам о грехах этой семьи, но мало кто говорит о великом святом, который также носит эту фамилию — о Франциске Борджиа. По отцовской линии он приходился правнуком Папе Александру VI, по материнской — королю Фердинанду Арагонскому. С таким происхождением и воспитанием он легко и быстро мог сделать карьеру при дворе, чем он и занимался некоторое время, став главным советником императрицы Изабеллы Португальской. Говорят, что именно её смерть заставила Франциска поклясться, что он больше никогда не будет служить смертному господину. На тот момент он состоял в счастливом браке. Они с женой Элеонорой имели 8 детей и наслаждались супружеской жизнью. Однако, вслед за первым ударом, которым стала для него смерть Изабеллы, следует второй — умирает его жена. 36-летний Франциск принимает неожиданное для своего окружения решение — посвятить оставшуюся жизнь служению Богу в Обществе Иисуса (иезуиты). В Обществе для него начинается новая жизнь, противоположная тому, к чему он привык прежде. Настоятель испытывал Франциска, поручая ему самую тяжелую и унизительную работу. И он выдержал это. Более того, его смирение, послушание и духовное рвение привели его на пост генерального настоятеля Общества Иисуса, который он и занимал до самой своей смерти. Он стал основателем миссии иезуитов в Латинской Америке, а так же первых миссий во Флориде и Мексике. Сегодня мы по праву называем Франциска самым выдающимся генералом Общества после святого Игнатия и надеемся, что у наших читателей фамилия Борджиа будет теперь ассоциироваться именно с ним.
Святой Людовик Французский: настоящий мужчина использует власть во славу Божию, а не свою
Все мы слышали расхожее мнение, что власть развращает. Опровержением служит жизнь короля Франции Людовика IX, запомнившегося как справедливый и праведный правитель, и, в конце концов, провозглашённого святым Католической Церкви. Он унаследовал трон в возрасте 12 лет, правда, вступил в свои королевские права только в 21. За это время Людовик был тщательно подготовлен и обучен всему, что должен знать и уметь будущий король Франции. Самый же главный урок он получил от своей матери, очень набожной женщины. «Я бы предпочла увидеть своего сына мертвым, нежели в состоянии смертного греха», — эти её слова Людовик запомнил на всю жизнь. Став полноправным королём, он проводит реформы в законодательной, судебной и финансовой сферах. Теперь подданные, недовольные решением местного суда, могли апеллировать к королю, который лично выслушивал их жалобы и выносил окончательное решение. Кроме того, Людовик жертвовал огромные суммы денег на строительство больниц и благотворительных учреждений. Лично посещал больных и бедных и ухаживал за ними в духе святого Франциска Ассизского, за которым он следовал как терциарий (францисканец-мирянин). Почему король Франции делал всё это? Его набожность была основана на глубочайшей любви к Богу и отвращении ко греху. «Ни один прокаженный так не омерзителен, как тот, кто живет в смертном грехе. Душа, охваченная смертным грехом, подобна диаволу», — говорил он. Также известна была любовь короля к Церкви и Святому Писанию. Он не был богословски образован, но часто читал Библию и беседовал о прочитанном с выдающимися монахами своего времени: Фомой Аквинским, Бонавентурой, Одо Риго. С трепетом он относился к Святой Мессе, в которой участвовал дважды в день, а иногда присоединялся к священникам в молитве Литургии Часов. При этом Людовик ни на минуту не забывал о том, кто он. Он не пытался стать монахом или уйти в затвор от мира. Он всегда ясно понимал, что его путь к святости — это честное, праведное исполнение доверенного ему Богом долга. Святой Людовик Французский — наилучший пример того, что данные Богом дары могут и должны использоваться нами во благо других.
Святой Иоанн Боско: настоящий мужчина воспитывает детей
Раз уж мы заговорили о стереотипах, которые опровергает опыт святых, то следует сказать ещё об одном: о том, что возиться с детьми — это женское дело; мужчина же якобы имеет косвенное отношение к воспитанию (как правило, исполняет карательную функцию в отношении непослушного чада). Ничего подобного! И подтверждение тому — опыт святого Иоанна Боско, священника, посвятившего всю свою жизнь воспитанию детей и молодёжи, и его воспитательный метод по сей деть используется во всём мире. Прежде всего, там, где представлена Конгрегация Салезианцев Дона Боско (ныне — самое многочисленное общество посвященной жизни в Католической Церкви). Обеспокоенный количеством беспризорных детей на улицах, этот простой священник сделал всё возможное, чтобы открыть первый ораторий в 1841 году. Там собиралась рабочая молодёжь и беспризорники, чтобы вместе учиться, молиться и играть. Основной принцип воспитательной модели Дона Боско был прост: «Лучше предупредить, чем лечить». Цель оратория была не допустить столкновения этих подростков с негативным опытом, который затормозит и исказит их развитие. Дон Боско воспитывал независимую молодёжь, которая смотрит в будущее с оптимизмом, помогал им открывать и взращивать свои положительные качества. Кроме того, эта система полностью исключала суровые наказания, да и лёгкие сводила к минимуму. Отношения между педагогами и воспитанниками строились на основе доверия и дружелюбия. Дон Боско умер в 1888 году. К этому времени учреждения, построенные на его воспитательной системе, выпустили уже больше ста тысяч воспитанников. На сегодняшний день мы можем говорить уже о многих поколениях салезианских воспитанников по всему земному шару. Вы всё ещё считаете, что воспитание детей — это не мужское занятие?
Святой Иоанн Павел II: настоящий мужчина сеет мир, а не разрушения
Глядя на такую многогранную личность, как святой Папа Иоанн Павел II, трудно выделить какое-то одно качество, заслуживающее подражания больше, чем другие. Однако, мы хотели бы акцентировать внимание на одной черте этого понтифика, особенно ярко выделяющей его личность. Он был Миротворцем. Именно так, с большой буквы! Во время его понтификата Ватикан стал гостеприимным домом, открывшим двери не только христианским деятелям из других стран, но также и представителям других религий, культур, традиций. В первый же год понтификата беспрецедентной стала его встреча с министром иностранных дел Советского Союза Андреем Громыко. Далее следует его визит в Мексику и в родную Польшу, на тот момент — коммунистическую. Во многом благодаря Папе, смена режима в Польше происходит мирным путём. Иоанн Павел II становится первым Папой, посетившим лютеранскую церковь. В 1985 году он выступает перед 80.000 молодых мусульман в Касабланке, куда прибывает по личному приглашению короля Хассана II. Вскоре после этого — посещает синагогу в Риме. За 25 лет понтификата Иоанн Павел II совершил более 80 апостольских поездок и посетил более 100 стран. Он принимал в Ватикане Фиделя Кастро, Михаила Горбачева, президента Ирана, британскую королеву… Его стремление к миру и единству между народами разрушало стены. Потому что стенам Иоанн Павел II предпочитал мосты, основанные на взаимном уважении и любви. Этот святой стал одним из символов эпохи, показав всему миру, что настоящие мужчины одерживают победы не на поле боя, а за столом переговоров, и тот, кто сеет мир, всегда пожинает мир.
Святой Леопольд Мандич: физические данные не помеха для настоящего мужчины
Порой препятствием на нашем пути к святости становятся не чужие предрассудки (которые мы упоминали выше), а наши собственные комплексы и страхи. Часто мы думаем, что нам не хватает чего-то для того, чтобы быть святыми здесь и сейчас. Но Господь совершенно точно даёт нам всё необходимое. Не верите? Один из самых красноречивых примеров — святой Леопольд Мандич, хорватский капуцин, который мечтал проповедовать в Восточной Европе, а в итоге почти всю жизнь провёл в Падуе, на севере Италии, где каждый день, с утра до вечера, принимал исповедь у грешников. Крайне важно для него было, чтобы каждый кающийся встретил нежную, всепрощающую любовь Отца. Слава ласкового и милосердного исповедника привлекала к падуанскому монастырю капуцинов верующих со всей Италии. Очень быстро это место стало паломническим центром наряду с Базиликой Святого Антония, где покоится тело этого великого последователя святого Франциска. А ведь поначалу падуанцы глумились над Леопольдом, и тому были причины. Во-первых, он был карликом (его рост составлял 135 см). Во-вторых, он заметно прихрамывал (его ноги были сильно деформированы из-за артрита). В-третьих, он сильно заикался, что не позволяло ему проповедовать и неоднократно ставило его в неловкое положение. «Я и вправду человек ничтожный, даже смешной», — говорил о себе отец Леопольд. И всё же десятки человек каждый день приходили к нему на исповедь, уверенные, что встретят бесконечную доброту Отца Небесного. И очень скоро Господь дал явный знак Своего расположения к этому маленькому смиренному монаху. Во время Второй мировой войны, незадолго после смерти отца Леопольда (от рака пищевода), Падуя подверглась бомбардировкам. Монастырь капуцинов был полностью разрушен. Нетронутой осталась только комнатка, в которой он принимал исповедь, — снаряд застрял прямо в её крыше. Это было признано одним из чудес святого. Итак, вы всё ещё считаете, что вам чего-то недостаёт для героической и святой жизни? Бросьте! Разве что рвения…
* * *
Этот список можно продолжать десятками и сотнями имён: святой Дамиан де Вестер, посвятивший всю свою жизнь заботе о прокаженных; святой Максимилиан Кольбе, отдавший жизнь в концлагере за незнакомого человека; святой Петр Клавер, который делал всё возможное для преодоления расовых предрассудков тогда, когда ещё никто и не думал считать это проблемой; святой Франциск Сальский, яростно противостоявший ереси кальвинизма… В их компании мы стремимся в Царствие Небесное. Их опыт показывает, что быть настоящим мужчиной, значит, исполнять волю Бога, — значит, быть святым. Желаем всем читающим нас мужчинам достигнуть святости по их примеру и заступничеству!
Анастасия Бозио